Я недавно познакомилась с новым московским развлечением под названием иммерсивное шоу "Дом 19/07". Смысл в следующем: в особняке 19-го века в одном из арбатских переулков ставят спектакль, действие которого происходит на разных этажах в комнатах этого здания. Зрители при этом перемещаются меж комнатами молчаливыми галлюцинациями, следя за развитием сюжета. Так получается смесь спектакля и квеста - иммерсивное шоу. Благодаря kagury, мы стали счастливыми обладателями бесплатных билетов для блоггеров, которые, впрочем, непременно надо отработать публичным отзывом. Блоггер из меня, прямо скажем, так себе, с параноидально закрытым дневником на дайрях и пустым жж, но написать мне несложно, тем более, что опыт был интересный. :)
Проект отчасти позиционируется как альтернатива шаркающим экскурсиям в бахилах, призванная в интересной форме познакомить посетителей с уникальным памятником архитектуры. Однако, на сайте шоу ничего не сказано про историю дома, а она небезынтересна: Деревянный дом, известный также как "дом Поливанова" в 2004 году стоял полуразрушенным после пожара. Подробнее про дом можно прочитать тут:
http://kotoroy.net/histories/21.html Сейчас это ухоженный желтенький особнячок, который так успешно имитирует камень, что не сразу опознается как деревянный. Внутри дома довольно нестандартная планировка, с внутренним балкончиком, позволяющим взирать со второго этажа на музыкальную комнату. Обстановка внутри в духе эпохи, но минималистская, поскольку комнаты не очень велики, а 50 передвигающихся зрителей надо где-то размещать.
Шоу для нас началось еще на улице. Пока мы с kagury оглядывались во дворе особнячка, ища вход, с мороза возник молодой человек в старинной шинели и, гостеприимно распахнув перед нами двери, удалился куда-то вглубь дома. В гардеробе девушка в костюме прислуги (черное платье в пол с белым фартуком) приняла верхнюю одежду и нам были предложены на выбор 3 маски разных цветов: белая, красная и черная. Каждая из масок означала ту сюжетную линию, которую предстояло увидеть. Я выбрала черную маску, kagury - красную, под цвет кофточки. :) И нас пригласили проследовать в комнаты. До спектакля было еще полчаса и немногочисленный народ скромно жался к стульчикам по стеночке, скромно взирая на кондитера, который в центре залы усиленно рекламировал свой стол и питейные фонтаны. Несмотря на призывы кондитера подходить и все пробовать, люди были несколько в нерешительности, ну и я решила стать первопроходцем. Наполнила бокал вином из фонтана, села вместо стульчика у стеночки в удобное кресло рядом со столом. Кондитер радостно взрезал торт, покрытый пищевым золотом и тут все кааак ломанулись.. Нет, вовсе не есть - фотографировать. :) Мобильники, полупрофессиональные камеры, все вдруг защелкало, засверкало. И у меня возникли подозрения, что чуть ли не половина зрителей в этот раз были профи-блоггеры, потому что мне вот в голову не пришло тащить на спектакль свою зеркалку, а тут люди явно подготовились. Я поддалась этой фотовакханалии и не удержалась, поэтому у меня тоже есть пара фоток с телефона:
Фуршет. Обратите внимание на портрет на стене. Это портрет хозяина дома и каждый раз висит портрет именно того актера, который в этот вечер играет хозяина
Кондитер не уставал повторять, что он не актер, а сертифицированный кондитер, воссоздает старые дворянские рецепты и обеды и сюда его пригласили воссоздать атмосферу свадьбы. И потом, конечно, все желающие расслабились, наполнили бокалы вином, которое веселит, но не пьянит, а для автомобилистов был еще и безалкогольный фонтан с морсом. А потом меж зрителями стали ходить актеры, изображая праздничную суету и перебрасываясь репликами. И примерно в этот пищеварительный момент я поняла, что мне происходящее напоминает.
Пару лет назад на Тенерифе мы ездили в необычный ресторанчик на рыцарское шоу. Там был ипподром, оборудованный под старинный замок, где разыгрывалось конное представление с имитацией рыцарского турнира. Зрителям на трибунах при этом подавали еду, всякую курицу с вином. И вино было в тему, т.к. позволяло расслабиться и снисходительно относиться к огрехам представления, которое к рыцарскому турниру имело весьма далекое отношение. А вторая возникшая ассоциация была с парижским Диснейлендом. Там был замечательный аттракцион - дом с привидениями, в котором была прекрасная жутковатая атмосфера со спецэффектами, которую портила только толпа людей, передвигающихся по дому вместе с нами.
Сразу хочу сказать, что обе ассоциации оказались верными и позволили мне сразу настроиться на нужный лад. Вино тоже помогло :) А вот людям, которые пришли за чем-то серьезным, не позавидуешь. Потому что все происходящее потом - это было именно шоу, аттракцион, если угодно. Сюжет сам по себе довольно банальный (да-да, и это действительно был дом с привидениями :) ), изрядную часть представления занимали фокусы, впрочем, очень качественные. А вот музыкальные вставки меня лично напрягали: актеры выкладывались, как могли, но в камерном помещении сильный голос больно бьет по барабанным перепонкам. И, если уж придираться, то и в кипящие страсти тоже не очень верится. Когда якобы в стельку пьяный франт мечется в горячечном бреду по комнате, натыкаясь на столы и роняя стулья, но при этом в своих метаниях филигранно обходит зрителей, толпящихся вокруг этих самых стульев. Впрочем, одна дама у нас в этот момент все же охнула и отскочила, так что, видимо, для полного погружения вина мне следовало все-таки выпить больше. :)
Еще немного про сюжет расскажу. Некая девушка живет в доме, доставшемся ей по наследству. И постоянно видит призраков, разыгрывающих перед ней один и тот же спектакль с темной и кровавой историей. Причем один из призраков ее далекий предок, а в другого она безнадежно влюблена. Зрителей разделяют на группы по цвету масок и водят по комнатам так, что каждая группа видит только часть всей истории. У меня маска была черная и, соответственно, нам был показан сплошной нуар: картежные страсти и мотовство, легкая эротика с обнажением. В эротичный момент мне опять вина явно не хватило и немного смешно стало, потому что вот представьте: большая кровать в комнатке 15 квадратных метров. В комнатку набивается человек 15 зрителей и чинно становится по стеночке. На кровати актриса в легком пеньюаре условным полу-танцем изображает страсть, а потом и вовсе скидывает часть одежды, обнажая для зрителей спину. А мы, зрители, плотненько так стоим друг к другу, плечом к плечу. И вот в момент обнажения актрисы мужик рядом со мной начинает довольно шумно дышать. Ужасно неловко, но деваться при этом некуда. Ты стоишь, а он выразительно дышит . :) Вот kagury говорит, что у них в сюжетной линии все было попреснее, мужикам, наверное, было не так интересно. :) Ну, а белую и самую светлую часть истории мы в итоге не знаем вовсе, впрочем, это не так важно. Потому что к финальной сцене всех зрителей снова собрали вместе в большом зале и финал в общем-то все непонятные моменты прояснил. Еще некоторым зрителям призраки по ходу сюжета выдавали предметы, после спектакля этих зрителей просили остаться их ждал какой-то дополнительный сюрприз. Мы в число избранных не вошли, поэтому что за сюрприз - не знаю. Зато в качестве сувенира всем зрителям достались маски.
В общем, если относиться к происходящему как к аттракциону, формат очень интересный, я сходила с удовольствием. Но, несмотря на то, что в Москве есть и другие подобного рода шоу в особнячках, больше не пойду: цена за аттракцион с банальным сюжетом мне кажется завышенной.
К недостаткам же, кроме цены и жестких масок, можно отнести еще отсутствие света на лестничных пролетах: передвигаться по этажам в темноте, нащупывая ногами ступеньки, не очень-то комфортно. Еще, приходя на шоу, надо быть готовым к тому, что все 2 часа ты проведешь на ногах: в большинстве помещений из-за ограниченного пространства стульев очень мало и всем зрителям мест не хватает. Еще категорически не стоит туда ходить астматикам, потому что пара помещений было задымлено для создания таинственного эффекта. И после нахождения там в горле запершило даже у меня, хотя я далеко не астматик. Очень хотелось запить этот дымный привкус водой, но фонтанчики с морсом к тому времени уже выключили. Вот бы организаторам поставить на выходе из комнаты какую-нибудь Дуняшу с подносом да водичкой... :)
А если еще больше придираться, название "иммерсивное шоу" в данном случае все-таки не совсем верно, т.к. изначально подобного рода шоу предполагает свободное перемещение зрителей по комнатам в попытках восстановить сюжет, т.е. это должно быть чуть больше похоже на некий квест. В данном случае больше подходило бы название "променад-театр". Основоположниками же всего жанра считаются англичане, которые поставили в этом стиле в 2011 году спектакль "Sleep no more", в основе которого лежит ни много ни мало, а шекспировский Макбет. И вот а в самом деле, ну почему бы и у нас не поставить в таком стиле классику, как это сделали англичане? Вот на Макбета я бы, наверное, сходила. Невзирая на цену. :)