До Брянска долетели быстро мимо полей, едва прикрытых снегом.
Дорога проходит мимо паломнических мест, Тихоновой и Оптиной пустыней, и это накладывает свой отпечаток. Так, например, встретился нам мост через трассу и через весь мост шла надпись: «Храни вас Господь». «Ну все», - шутили мы - «видно, дальше дорога уже совсем ужасная». Впрочем, шутки шутками, но на самом деле трасса никаких нареканий не вызывает. По дороге читали распечатку с сайта
http://www.my.chernigov.net/zametki/zametki_03.html написанную с особым юмором. Очень нравились перлы типа «Он умер по пути из Калуги в Москву, в Медине (Аравия)»
В Брянске бросили вещи в гостинице «Черниговская», что рядом с театром и памятником Тютчеву, разделились и побежали гулять по городу.
Как выяснилось, все в итоге посмотрели разный Брянск. Кто-то осматривал брянские магазины, кто-то сгонял на вокзал и видел раритетный паровоз, а мы с мужем нашли себе гору и на нее залезли. И всех нас Брянск встретил закатным солнышком, морозцем, новогодней елкой прямо напротив гостиницы и вывеской
Город разрезан на части рекой Десной и многочисленными оврагами сплошь застроенными деревенскими домами. Рядом с оврагами стоят таблички с надписью: «Памятник природы охраняется государством».
Брянск - город воинской славы, есть там и своя поклонная гора.
Памятник разукрашен цветными ленточками:
Углядели мы ее снизу и издалека, потом долго, скользя и балансируя на песке вперемешку со льдом, карабкались вверх по крутому склону Покровской горы и, запыхавшись, поднявшись наверх, обнаружили там группу туристов, которые, как люди нормальные приехали туда на машинах. На вершине холма рядом с памятником над городом распростерлось живописное дерево.
В Брянске нет в помине московской торопливости, люди неспешные со своим особым говором. Даже надписи на мусорных баках уже другие.
Рядом с памятником воинам стоит самый древний из сохранившихся в Брянске Покровский собор,
а чуть дальше - Горне-Никольский монастырь
и памятник токарному станку.
С чувством юмора на брянщине все в порядке, а цены в кафешках по- московски высокие.
Но вообще город не туристический, имеет физиономию серьезную и деловитую и всем видом показывает: «Либо ты прибыл по серьезному делу, либо не отвлекай на всякие глупости».
На утро следующего дня стартовали в Новгород-Северский. По дороге муж мой уговорил всех сделать крюк через город Трубчевск, т.к. дед его был из этих мест. Дорога через Трубчевск живописно петляет, периодически попадаются потрясающие аистиные гнезда.
По дороге мужем было неожиданно обнаружено прадедовское село Плюсково. Заехали на малую родину.
Подышали свежим воздухом, посмотрели подмерзших жирных гусей,
мохноногую лошадку
и сигареты «Прима ностальгия» в местном магазине.
Тем временем мороз крепчал, а снега вокруг вовсе не стало. Из окна машины казалось, что сейчас не 3-е января, а поздний октябрь, поля стоят зеленые, только снаружи гуляет ледяной ветер и мерзлая трава хрустит под ногами. На зеленых полях живописно расставлены стога сена.
Ближе к границе стали шутить, что вовсе это не стога, а такие замаскированные танковые дивизии. Переехав границу, посчитали и похихикали, что на украинской-то стороне «танков» было гораздо меньше.
Российско-украинский таможенный пункт «Гремячий» миновали достаточно быстро, где-то за час. На российской стороне медленно ползли в очереди мимо обшарпанных будок и кафе "Забудь печаль, водитель".
Украинский таможенный пункт сверкал и смотрелся куда современнее и приличнее. За державу стало обидно. Но обида продлилась недолго, когда за новехонькими зданиями мы увидели покосившийся деревянный туалет системы сортир совершенно непотребного вида.
После границы в деревнях изменились дома: стали приземистее, с них исчезли ставни, замелькали мазанки. А на дорожных указателях стали часто-часто встречаться снежинки, означающие возможную гололедицу.
В Новгород-Северский прибыли традиционно на закате.
Помимо прочего, город примечателен тем, что там княжил Игорь Святославович, чей поход описан в «Слове о полку Игореве». На территории Спасо-Преображенского монастыря
есть музей, посвященный этому произведению,
а в центре города стоит памятник князю Игорю.
Рядышком с музеем находится вход в подземелья.
Побродили там со свечками.
Посмотрели на белый свет из подземелий
И на закатный свет в воротах монастыря
И, невзирая на ледяной ветер, пошли бродить по монастырским стенам
Со стен монастыря открывается потрясающий вид на окрестности и замерзшую реку Десну.
Прямо рядом с монастырем построили безобразно-современную гостиницу из стекла и бетона, совершенно не вписывающуюся по архитектуре.
А на монастырской стене прямо напротив нее памятник жертвам концлагеря, расположенного во время фашистской оккупации неподалеку от Новгорода-Северского.
Уже собираясь уезжать, на одной из местных кирпичных труб увидели знакомые портреты - еще один отблеск истории:
Поменять рубли на гривны в городе нам не удалось - 3-его января был выходной, обменники закрыты. «Так ничего, вам хлопцы поменяют. Только холодно, они, наверное, уже не на площади, небось, в кафе сидят» - посоветовали местные жители. Но искать хлопцев в кафе мы все-таки не стали. Вечерело, а нам еще надо было доехать до Чернигова.
Продолжение следует...