«Нормальная наука» versus «аналитика» ФУРСОВ Андрей

Nov 02, 2013 00:56

Оригинал взят у vaspono в «Нормальная наука» versus «аналитика» ФУРСОВ Андрей
Оригинал взят у svom в «Нормальная наука» versus «аналитика» ФУРСОВ Андрей


Время идет, и чем дальше в про­шлое уходит война, тем боль­ше она оставляет нам загадок и тайн. В традиционном нарративе о войне образуется все больше дыр. Растет число вопросов.
Читать далее здесь http://svom.info/entry/331-normalnaya-nauka-versus-analitika/
Из статьи:

"Наконец, в-третьих, наука суще­ствует не сама по себе, она - элемент властно-идеологической системы, того, что М. Фуко назвал «власть-зна­нием» (pouvoir-savoir). Впрочем, за­долго до Фуко Велимир Хлебников написал: «Знание есть вид власти, а предвидение событий - управле­ние ими». Классовый интерес, инте­рес «верхов», господствующих групп встроен в научный дискурс. Как заме­тил И. Валлерстайн, поиск истины - это вовсе не бескорыстная индиви­дуальная добродетель, а корыстная социальная рационализация отноше­ний господства, эксплуатации и на­копления капитала.

«Поиск истины, - писал он, - про­возглашенный краеугольным камнем прогресса, а значит, благосостояния, как минимум созвучен сохранению иерархически неравной социальной структуры в ряде специфических от­ношений». И далее: «Научная культу­ра представляла собой нечто боль­шее, чем простая рационализация. Она была формой социализации различных элементов, выступавших в качестве кадров для всех необходи­мых капитализму институциональ­ных структур. Как общий и единый язык кадров, но не трудящихся, она стала также средством классового сплочения высшей страты, огра­ничивая перспективы или степень бунтовщической деятельности со стороны той части кадров, которая могла бы поддаться такому соблазну. Более того, это был гибкий механизм воспроизводства указанных кадров. Научная культура поставила себя на службу концепции, известной сего­дня как "меритократия", а раньше - как "la carriere ouverte aux talents". Эта культура создала структуру, внутри которой индивидуальная мобиль­ность была возможна, но так, чтобы не стать угрозой для иерархическо­го распределения рабочей силы. На­против, меритократия усилила ие­рархию. Наконец, меритократия как процесс (operation) и научная куль­тура как идеология создали завесу, мешающую постижению реального функционирования историческо­го капитализма. Сверхакцент на ра­циональности научной деятельно­сти был маской иррациональности бесконечного накопления»7. Иными словами,   общественная механика социальных интересов способна превратить рациональную по опре­делению деятельность - науку - в иррациональную, где бесконечное накопление фактов будет соответс­твовать бесконечному накоплению капитала (или власти), где описание все более мелких деталей вытеснит опасную для иерархии теоретиче­скую деятельность, где тайны систе­матически скрываются, а в качестве проблем подсовываются и реклами­руются головоломки.

Иными словами, наука как иссле­довательский комплекс становит­ся элементом того, что А. Грамши называл   «культурной гегемонией» господствующего класса. Особенно ярко это проявляется в социальных и гуманитарных науках, которые нередко превращались не то что в системную функцию идеологии гос­подствующего класса в целом (то, что К. Мангейм называл «тотальной идео­логией»), а в конъюнктурную функ­цию идеологических представлений и заказа отдельных представителей или даже отдельного представителя этого класса."

идеология, война, информационные войны, наука, история

Previous post Next post
Up