Отношение к школьному предмету «Литература» прекрасно характеризует нашу школьную систему. Мало найдется вещей более лицемерных. Школьникам, детям и подросткам предлагают прочитать массу сложных книг, которые в действительности никто не читает. Видимо это отражает мнение общества о магии запретов - достаточно подписать какую-то бумажку, и все сразу станет по ней. На самом же деле, школьную литературу не читает никто. Отдельные ботаники могут прочитать отдельные книги, но это не делает картины. Тем не менее, и учителя, и школьники делают вид, что прочитали, хотя прекрасно понимают, что это не так.
Насколько помню, из школьной программы прочитал 3 книги - «Герой нашего времени» Лермонтова, «Война и мир» и «Поднятая целина».
Первая книга мне и правда понравилась. Я совершенно уверен, что ничего в ней не понял, но ее надрыв нашел в душе какой-то отклик.
«Войну и мир» прочитал лишь потому, что у нас дома было подарочное издание этой книги, это такие толстенные, здоровые, хорошо оформленные тома. Это меня и заинтересовало. Разумеется, ничего в ней не понял, даже и сейчас думаю, что книга крайне раздута. Давать эту книгу школьникам - лицемерие в чистом виде.
Ну и «Поднятая целина». Книга хорошая, с хумором, легко читается. Опять же, ничего в ней не понял, и
позже глянул на нее совсем с другой стороны.
Как же сдавали экзамены по непрочитанным книгам? А очень просто - по прочитанным аннотациям, учебникам и чужим сочинениям. Более того, по прочитанным книгам действовали так же. Т.е. то, что прочитал сам, никак не сказывалось на тексте сочинения. Таковы были правила игры - не личные мысли, которых и не могло быть у школьника, а пересказ чужих слов.
Сейчас же, знакомый школьник не хочет читать даже Жуль Верна, действительно прекрасную литературу для их возраста. В то время я зачитывался фантастикой, если ее удавалось найти.
При всем при том, литература была одним из основных предметов, на нее отводилось очень много школьных часов, а сочинение было обязательным даже при поступлении в технический вуз.
Идея то проста - якобы школа может и должна воспитать нового человека. Более того, именно это основная задача школы, а вовсе не образование. Характерно, что именно эту стратегию
выбрал злобный Волдеморт. Моя мама учительница, и дома всегда валялось много педагогических книг и журналов. Ну и мой неокрепший ум с интересом читал эту белиберду, так что достаточно хорошо в теме. Именно эта парадигма действует до сих пор. Какой-то посторонний чудак не только считает, что у него есть право копаться в мозгах чужих детей, но даже считает это своей первоочередной обязанностью. Но дико даже не это, а что это считается общепринятым, и шокирует только меня.