Согласно теории марксизма предприниматель изымает созданную работниками прибавочную стоимость. Таким образом постулируется, что единственным источником прибыли является наемный труд.
Это неверно.
Единственным источником прибыли является востребованный продукт (или услуга). Потому что если продукта нет или он невостребован - продаж нет и прибыли тоже нет.
Востребованный продукт же может быть создан, только в результате решения ряда проблем:
1) Кто-то добился того, чтобы продукт был задуман удачным, точным образом, который обеспечивает его востребованность (изобрел самостоятельно, нашел, выбрал и приобрел верную идею или любым другим способом добился того, чтобы идея обеспечивала востребованность).
2) Кто-то добился того, чтобы задуманный продукт, был произведен с достаточным качеством и прочими свойствами, которые обеспечивают его востребованность (оплатил правильных рабочих, отладил производственный процесс, контролировал результаты, менял работчих при необходимости или любым другим способом добивался того, чтобы качество было достаточным для востребованности).
3) Кто-то добился того, что себестоимость продукта была достаточно низкой, чтобы продажи продукта приносили прибыль (автоматизировал производство, улучшал и отлаживал производственный процессы, находил выгодных поставщиков сырья или любым другим способом, не противоречащим качеству добивался низкой себестоимости)
4) Кто-то добился того, чтобы на все вышеперечисленное (а так-же на предыдущие неудачные попытки) нашлись первоначальные деньги (накопил, занял, нашел людей и убедил их вложить или нанял того, кто найдет и убедит или любым другим возможным способом добился того чтобы деньги нашлись).
5) Кто-то добился того, чтобы продажи продукта происходили в достаточном объеме (рекламой, грамотным продвижением, сотрудничеством с торговыми сетями или наоборот строительством своих магазинов, дружбой со звездами или любыми другими возможными и невозможными способами добился того чтобы продажи были), чтобы отбивать вложенные или занятые деньги, оплачивать текущие расходы и приносить прибыль, в независимости от колебаний рынков и цен на сырье, рабочую силу и платежеспособности покупателей.
6) Кто-то добился того, чтобы пункты 1-5 постоянно выполнялись, либо лично, либо наняв людей и добиваясь этого от них.
Если любая из этих проблем не решена собственником, никакого востребованного продукта не будет и прибыли тоже не будет.
Таким образом единственным источником прибыли предприятия, является не наемный труд, а востребованный продукт, который равен сумме решенных проблем 1-6.
Существование и необходимость решения этих проблем, марксизм игнорирует, делая скрытое предположение что они уже каким-то волшебным образом решены и никакой роли не играют.
Теория трудовой стоимости марксизма оперирует трудозатратами, которые понес наемный рабочий в ходе изготовления продукта, но трудозатраты сами по себе не равны решенным проблемам. Нанятый работник может затратить свое время, но так и не решить назначенную проблему. Например не найти способ сделать продукт востребованным.
Другими словами, покупая трудозатраты предприниматель покупает только вероятность решения одной из проблем, но не решение. Добиться чтобы трудозатраты конвертировались в решение это его постоянная головная боль и забота.
Поэтому работник и получает только зарплату, как компенсацию за трудозатраты, но не долю в прибыли.
Существуют однако профессионалы, которые могут гарантировать решение одной или нескольких проблем из списка 1-6 и имеют соответствующую подтвержденную репутацию. Вот за это решение от и до, обычно основатель нового предприятия готов делиться и акциями и брать в партнеры, т.е. предоставлять долю в прибыли.