Обращение Савла

Mar 14, 2024 07:52



Всякое безбожие исходит из фальшивого смешения или фальшивого разделения бытия творящего и сотворённого.
Франц фон Баадер

Из шестидесяти полотен Караваджо, разбросанных по всему миру, двадцать три находятся в Риме. Хранятся в частных коллекциях, государственных музеях, но и - что самое главное - располагаются в церквях. На тех самых местах, для которых и были написаны. Этот изгнанник Рима - хулиган, педераст и убийца - сумел заставить не одно поколение верующих переживать свой религиозный экстаз.

Вот, например, из Деяний святых апостолов нам известно, что Павел был призван уже после Воскресения. По дороге в Дамаск, куда он отправился, вооружённый мечом и с некоторым войском, дабы убивать неразумных христиан. Он был одним из ярчайших умов своего времени, сыном более чем состоятельного книжника. Он изучал и древнегреческих философов, но при том состоял учеником главнейшего из раввинов - приличный человек, кстати - римлянин по происхождению. И вот вдруг в пути внезапно осиял его свет с неба. Такой, что он упал на землю и услышал голос. Голос обратился к нему по имени. Голос сказал: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» И «Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск». Вот как описано это чудо в Библии. Весьма скупо, смею заметить. И, конечно, в первую очередь представляется, что это был такой ослепительный свет, что в прямом смысле опрокинул Савла и лишил его зрения. Но ведь люди, шедшие с ним, свет не видели, указано только - слышали глас. Революционер света, как принято его называть в учебниках по истории искусства (и действительно - вся мировая живопись делится на докараваджийский период и живопись после Караваджо), демонстрирует нам истинное чудо: он выписывает этот божественный свет, демонстрирует силу озарения, материализует мгновение метафизического переживания, о котором ничего не сказано в Библии.

И вот теперь нужно попробовать представить себе эту работу в том самом свете церковной капеллы, в которой обычно молящийся стоит на коленях и где это полотно занимает почти всю стену целиком. Зря ведь туристы бросают в автомат монетки, чтоб ненадолго им включили электрический свет. На «Обращение Савла» нужно смотреть в полутьме, вот как есть - в тусклом луче из окна, в колеблющемся пламени свечей. Во время службы - посреди фимиама, во время чтения молитв, общего пения и звучания органа, а значит - на восходе солнца или на закате. И пусть там давно уже копия. Оригинал исчез или похищен ещё при жизни Караваджо и снова им повторён. Но именно так случается тот самый пресловутый гезамткунстверк, о котором говорил Вагнер в середине XIX столетия. Сие замысловатое словечко - гезамт-кунст-верк - ещё раньше схватила история искусств и ввела как термин в науку это размывание границ между мирами. Это почти мистическое ощущение целостного. Цитирую: «Единение искусств, идея художественного преображения действительности методом воздействия всех жанров искусств» - таково точное определение, данное этому явлению ещё в 1801 году.

и для сравнения - Обращения Павла в византийской традиции



флешбэк

Previous post Next post
Up