в Chiesa Nuova или в главной церкви ораторианцев

Feb 03, 2024 11:33



Дева Мария в окружении ангелов. 1604

В феврале 1608 года падре Фламинго Риччи, руководитель Конгрегации римских ораторианцев, в своем письме к другу упоминает, что заказал алтарный образ для "Новой церкви" (Chiesa Nuova/Chiesa Nuova Santa Maria in Vallicella) начинающему иностранному художнику "который только готовится приобрести себе славу и не относится к тем, кто приобрел ее и теперь работает, как говорится спустя рукава". Потому и сторговался падре на 200 скудо, хотя художник запросил 800.


Риччи не ошибся, иностранец проявил большое старание, но ораторианец не ожидал, что причинит столько хлопот. В письмах он несколько раз упоминает, что художник никак не оставляет его в покое. Он хлопочет о лаке, который может потемнеть, требует особого отношения к освещению, настаивает перевесить лампады повыше...



Чтобы справиться с трудностями расположения образов, художник выбирает не самый обычный материал - работает на сланцевом шифере, который не позволит краскам блестеть, по его мнению - "в этом отвратительном освещении". Да, Рубенс был глубоко погружен в проблемы света. По дороге в Рим, он провел некоторое время при дворе Винченцо II Гонзаго в Мантуе, где примкнул к заседаниям "Республики ученых" (Respublica literaria), которая с Возрождения существовала только по переписке, но к XVII столетию инициировала создание первых академий естественных наук. Ярчайшим представителем сообщества и одним из четырех членов Академии рысьеглазых (Accademia Nazionale dei Lincei) был Галилео Галилей.

Республика ученых - ее идеи, оказали существенное влияние на творчество Рубенса. Он примкнул к поклонникам Галилео, что известно из переписки - был поражен смелой, антиаристотелевской и антисхолостической - гелиоцентрической - Новой системой. Что интересно, наблюдения за небесными телами и зарисовки, исполненные Галилео, окажут непосредственное влияние на композиции звездного неба и изображение Луны в картинах художника. Но главная проблема, которая будет занимать Рубенса, как и его друзей ученых - это природа света - как проявление Божественного и "вторичный свет".



Впрочем, нельзя забывать и о том, что Рубенс, одновременно работает в Новой церкви вместе с Караваджо - революционером света. Караваджо здесь пишет знаменитое "Положение во гроб", которое будет отвергнуто ораторианцами и несколько столетий проведет в подвалах храма (теперь в пинокотеке Ватикана). Однако в работе Рубенса "Дева Мария в окружении ангелов" скорее проявляются впечатления художника от встречи с венецианской школой (Тинторетто, Веронезе). Пока нельзя заметить влияния неистового Микеланджело Меризи. Оно проявится в соседствующих работах, но их пока совсем не разглядеть. Уже которой год ведется реставрация. Вот, жду пока откроют.



Рим

Previous post Next post
Up