Фидий или Обманутые ожидания

Dec 15, 2023 11:02



В разгар скандала Греции и Британии, Рим открывает выставку скульптора, который прославлен как глава Афинской школы - он один из создателей Парфенона. Мраморы Элгина - так называются скульптурные композиции, которые были созданы мастерской великого ваятеля, ныне хранятся в Британском музее и скоро уже 100 лет, как Греция безуспешно добивается реституции скульптур комплекса Афинского Акрополя. Министр культуры Греции Лина Мендони справедливо заявляет: «Памятник был подвергнут вандализму, эти скульптуры - часть архитектурного целого. Мы считаем, что эти ценности украдены и не могут быть признаны законной собственностью Британского музея».

Конечно, было чрезвычайно интересно что же будет представлено на выставке с громким названием "Фидий". Оказалось, что единственная, имеющая непосредственно к нему отношение вещь, - его чашка. Пусть не его руки, но он точно брал ее в руки. Она им подписана. Но мне кажется этого не достаточно.



Чашка Фидия

Я категорически не согласна с концепцией выставки. Впрочем, Капитолийские музеи никогда не отличались подходом. Это самая слабая группа в столице древностей. За годы наблюдений, капитолийцы научились только выставлять свет и распечатывать на стены баннеры.



Лео фон Кленце. Вид на Акрополь в Афинах. 1846. Копия.

Безусловно, на фоне красочных картинок, осколки времени рассматривать занятнее. И перед нами поздние греческие копии. Только играть в "найди отличие" и интересно.



Эта копия головы скульптуры Афины Лемния относится к I веку до нашей эры. Отпечаток упадка эллинистического искусства тут очевиден - сладость, избыточность, чувственность.



Афина Лемния. II век до нашей эры.

А это знаменитая копия из Археологического музея Болонии, считается чрезвычайно приближенной к оригиналу. И создана она гораздо раньше - на сто лет, тоже в период эллинизма, однако в его расцвет. И как известно, эра Фидия уже тогда заставляла мастеров как можно точнее повторять его оригиналы. К этой скульптуре относятся как к величайшему сокровищу, поэтому снять на выставке не представлялось возможности, она в пуленепробиваемом кубе и даже рассмотреть ее не очень - отраженный свет. Зря я, конечно, не сфотографировала и третью, но та совсем негодная. Я отвлеклась на знаменитые "складки Фидия" - его мастерская хвастала этим умением - передать движение.



Еще есть три копии головы статуи «Аполлон Парнопиос» работы Фидия. В истории искусств скульптуры принято называть по месту обнаружения или коллекции, которой она принадлежит. Так что теперь Аполлон Парнопиос зовется - "Аполлон Кассельский". Статуя обнаружена в предместьях Рима, но куплена Фридрихом II в начале XVIII столетия и выставлена в музее города Касселя. С тех пор эти копии принято называть "кассельский тип". Что интересно - все три Аполлона принадлежат ко второй половине II века до нашей эры. Разница в десятилетия. И какие разные! Этот тип впервые описывает Винкельман, но я никак не могу разыскать его описания в книжке. Найду - дополню.







А пока цитата из "Напоминания о том, как созерцать искусство древних": Если хочешь судить о произведениях искусства, то сначала пройди мимо того, что указывает на усидчивость и труд, а обрати внимание на то, что создано разумом. Ибо трудолюбие может проявляйся и без таланта, а талант можно заметить даже там, где отсутствует трудолюбие... Обрати внимание на то, мыслил ли творец того произведения, которое ты созерцаешь, самостоятельно или ограничился подражанием; была ли ему знакома высшая цель искусства - красота - или же он работал по привычным себе формам, и, наконец, работал ли он как муж, или играл как дитя... То, чем художники отличаются друг от друга, более или менее незначительно и незаметно, в этом-то немногом и заключается идеал мыслящих и тонко чувствующих существ, тогда как все часто встречающееся и бросающееся в глаза трогает лишь вялое чувство и тупой ум...

Гордость на лице Аполлона проявляется преимущественно в подбородке и нижней губе, гнев - в ноздрях носа, а презрение - в приоткрыты рта. В остальных чертах этого божественного лица обитают Грации, и красота его ощущается нетронутой и чистой, как солнце, образом которого он и является.



Голова Божества. 470 год до нашей эры - почти ровесница искусства Фидия. Разница всего в 30 лет, но какая драматическая! Эта работа современника мастера принадлежит еще архаике. В ней есть энергия и мощь, но нет в ней ни выразительности, ни поэзии, ни грации.

А вот и он самый:



Школа Фидия. Деталь. Фриз Парфенона 440 год до нашей эры. Фото из Британского музея.

Допустим, работы мастера реально - не представить. Их просто не существует. Но главное тот перелом, который он совершит в искусстве! И продемонстрировать почему вошел он в Вечность - проще простого. Вот я "смонтировала" тут двух скульпторов-ровесников вам для наглядности - до Фидия и после. Изумлена, что при обилии превосходных древнегреческих копий в сокровищницах Ватикана, при богатейших частных коллекциях Италии, коллекции самого музея и гравюр без счета, вытащить что попало, не демонстрируя даже периоды древнегреческого искусства - просто преступление. Где еще как не в Риме обнаруживать посетителю те достижения, которые теперь называют "классическим искусством", и к которому в тоске оборачивался человек, пока не забыл что вообще это такое...



Спасибо, конечно, за деревянные модели Акрополя. И за единственное "чудо" - собрали в 3D модель храма Афины и позволяли посетителям крутить его на экране с помощью ручек, меняя освещенность - нагоняя ночь или включая день. Но если бы при этом хотя бы представили гравюры величайших рельефов это развлечение было бы не бесполезно. Очень важно как учитывали греки работу света и почему вносили в изображения те или иные элементы или искажения и почему часть рельефов почти горельеф. Но нет.



Джулио Камбелотти. 1906.

Зато полно искусства XIX века и размышлений из ХХ. Только о чем? В чем суть искусства Фидия? Откуда взялось понятие "стиль Парфенона"? Нет ответа

выставка, арт

Previous post Next post
Up