Пьеро ди Козимо. Венера, Марс и Амур. 1486. Национальный музей Вашингтона
Распространенный в Ренессанс мифологический сюжет. Похожую картину почти одновременно создает и Боттичелли. Так пишет о Венере, Марсе и Амуре древнеримский поэт Лукреций в своей поэме «О природе вещей»:
…Ты ведь одна, только ты можешь радовать мирным покоем
Смертных людей, ибо всем военным делом жестоким
Ведает Марс всеоружный, который так часто, сражённый
Вечною раной любви, на твоё склоняется лоно;
Снизу глядя на тебя, запрокинувши стройную шею,
Жадные взоры свои насыщает любовью, богиня,
И, приоткрывши уста, твоё он впивает дыханье.
Тут, всеблагая, его, лежащего так, наклонившись
Телом священным своим, обоими и, отрадные речи
С уст изливая, проси, достославная, мира для римлян…
Художник прекрасно знает эти стихи. Его эпоха так и называется - Возрождение, потому что Античность возрождается и воспитывает расцвет итальянского искусства. И все оно наполнено, пронизано символами, знаками, аллегориями. Есть исследователи, которые посвящают свою жизнь толкованию таких запечатленных сообщений. Попробуем и мы создать для себя связный рассказ, рассматривая эту картину.
Чем чаще мы для себя расшифровываем увиденное, тем быстрее учимся понимать о чем говорит искусство. Большинство изображений до начала ХХ века несли в себе дополнительную смысловую нагрузку, которую нужно привыкнуть читать.
Богиню плотской любви, желания, плодородия и процветания всегда изображали обнаженной. И если даже изображали просто обнаженную женщину, чаще всего имели в виду Венеру. Смотрели на прекрасное тело как на олицетворение. Понимание красоты у каждого периода времени разное. Здесь и вовсе создается впечатление, что художник хочет заставить жить классическую статую. Лицо, плечи и грудь словно принадлежат изваянию.
Головы богов исполнены художником на фоне мирта - со времен Древней Греции это вечнозеленое растение означало вечную любовь. Атрибутом Венеры считался кролик. И на любовь повсюду разлитую, намекают нам крылатые мальчишки - путти, амурчики. Которые в своем озорстве уже балуются с оружием самого Марса! Разбросали его доспехи… Что означают два целующихся голубка и говорить тут нечего - конечно, благословляется эта любовь. И даже если бы название работы было бы утеряно, по этим знакам специалисты легко бы его восстановили. И назвали бы именно так. Значит часть сообщения художника, который он вложил в это произведение уже понятна. Можем попробовать «прочесть», о чем еще Козимо говорит нам.
Из томной неги Венеру вырывает порождение первоначального хаоса - маленький, шаловливый мальчишка. Купидон, Амур - сын Венеры и Марса. Здесь он в образе ребенка. И здесь же нам дается указание, намек на судьбу этого юноши. Бабочка - это душа. На древнегреческом у одного слова было два разных значения. Бабочка и душа - Психе. И мы знаем эту историю! Мы знаем, что случится с крылатым мальчиком когда он вырастет и полюбит Психею.
К сожалению, разрешение не позволяет понять что происходит на холме. Кажется, или это сражаются два ангела? Кроме того, тут несколько птиц. Каждая из них что-то означает. Быть может, когда-нибудь выложат приличную цифровую копию, тогда можно занятая вопросом обстоятельно. А пока нам придется остановиться в своем домашнем исследовании.
Пора подводить итоги игре! Были участники с двумя правильными ответами, но три отличия не назвал никто. Спасибо всем!)
Хотите такое еще? Вытаскивать сюда?