Сеанс разоблачения, про черепашек. И не только

Dec 14, 2021 09:00



Fontana delle Tartarughe/1585/Marble and bronze
Piazza Mattei, Rome


История любви, которая преодолела все преграды, и которую рассказывают все путеводители на свете - городская легенда. Палаццо Маттеи построено позже фонтана. Спустя 30 лет. А знаменитые черепашки, благодаря которым источник так известен, почему и получил свое имя, появятся спустя еще почти столетие. И это не настоящие черепашки!

Дело в том, что после первого же похищения одной, трех оставшихся тотчас забрали и спрятали в хранилищах Капитолийского собрания. Изготовили и установили копии, и теперь уже стали внимательно за ними присматривать. Но и это не помогало - злоумышленники так и таскали по одной. В 1944 году умудрились утащить одновременно три! Сейчас за площадью ведется круглосуточное видеонаблюдение.



И вот еще один миф - считается что созданы скульптуры земноводных самим Джованни Лоренцо Бернини!

Но и эта история не выдерживает критики. Документов подтверждающих этот факт не существует. Известно только, что папа Александр VII, в 1659 году велел провести реставрацию фонтана. В тот момент главным архитектором города был Бернини - автор впечатляющего фонтана «Четырех рек» на пьяцца Навона и множества других поразительных произведений эпохи барокко.



Бернини фонтан «Четырех рек». телефона



фото отсюда и там еще много интересного

Великий скульптор. А кроме того, он строит площади, храмы и дворцы, устраивает интерьеры самым состоятельным и влиятельным людям столицы.



Бернини. Интерьер. Большая зала палаццо Колонна



Бернини. Площадь Святого Петра



Бернини. "Похищение Прозерпины"

Он был одним из тех, кто создает тот самый Рим, что нам теперь известен. И вот уж сомневаюсь, что как-то сидя вечерком, мастер вдруг решает: а не отлить ли мне еще и милых черепашек для одного фонтана…



телефона

Однако внимание публики, которое привлечено к этому произведению архитектора Джакомо делла Порте и скульптора Таддео Ландини, совсем неслучайно. Перед нами особое явление художественной культуры, которое получило название: маньеризм.



Один из ярчайших представителей маньеризма - Понтормо. так выглядит его Святой Иероним

на всякий случай - обычно выглядит вот так



А существовал этот стиль сравнительно недолго - не более столетия. Особо ярко проявил себя в живописи.



Эль Греко "Снятие Пятой печати"

Отношение к этому стилю всегда было неоднозначным. Маньеризм означал потерю ценностей Ренессанса. Он призывал пренебрегать и законами изображения, и законами восприятия. Он требовал нарочитой субъективности, желал изображать действительность такой, какой ее обычно не видят, такой - какой она не может быть.

Маньеристов упрекали в излишней занимательности, в виртуозности ради виртуозности, в утрате высшей художественной идеи.



Бенвенуто Челлини "Персей"

Что занятно - маньеристы, в большинстве своем, ученики величайших мастеров - Микеланджело, Рафаэля, Браманте. И похоже, что художники нового поколения поглощены были единственной задачей - проявить свою оригинальность. Впрочем, есть у них и авторитетные заступники. Макс Дворжак - основоположник одного из направлений искусствоведческой науки - истории искусства, как истории человеческого духа, считает маньеризм: «краткой вспышкой высокого идеализма».

Нам, к сожалению, немногое известно о маньеристе, выпускнике флорентийской Академии и одном из основателей Академии святого Луки в Риме, о скульпторе Таддео Ландини /1550-1596/. Его произведений почти не сохранилось.



Портрет Таддео Ландини

Самая известная его скульптура «Зима», на мосту Святой Троицы во Флоренции. /Нужно учесть - зима на итальянском языке - мужеского пола/.



Рельеф «Омовение ног Христа» в капелле дворца на Квиринале.



Нимфей тайного сада семьи Паллавичини.



вон там, внизу он прячется. в сети фотографий не нашла, сама не осмелилась фотографировать. я и так прикинулась идиоткой и шла по этой дорожке до самого тайного сада и даже заглянула туда...

Еще мы знаем, что руке Таддео принадлежит несколько элементов в римских фонтанах, да пара бронзовых изделий.



А бронза вообще недолговечный материал - при всякой военной угрозе первое что отправлялось в переплавку на оружие - украшения дома.

Что интересно, Таддео Ландини принимал участие в подготовке свадьбы великого герцога Фердинандо I Медичи с Кристиной Лотарингской, которая состоялась в 1589 году. Во Флоренции, для всякого пышного празднества, было принято создавать временные архитектурные сооружения - менять облик всего города. Так Таддео, в течении двух лет, был занят подготовкой к оформлению нескольких кварталов. Под его руководством были написаны масштабные "уличные" полотна, особенным образом украшены фасады храмов, заново обустроены улицы - он то располагал колонны в шахматном порядке, то выстраивал мансарды, беседки и ворота... Уликой того великолепия - изысканная композиция на площади Маттеи.



Интересна и тема этого произведения. Четыре юноши верхом на дельфинах. Дельфин - это конкретный знак. В Ренессанс создавались целые компендиумы - особые энциклопедии, хранилища знаний, которые фиксировали смыслы. С помощью компиляций визуальных элементов художник мог создавать обширные послания. Маньеризм еще пользуется этим языком. Хотя некоторые специалисты считают, что рождение этого стиля проистекает из того, что теория искусства была тогда настолько развита и уводила в такие дали, что маньеризм выступает как противопоставление установленным границам художественности. Но до отказа от существующих обозначений, использования аллегорий в 1580-х еще ох как далеко. Мы потеряем этот язык сравнительно недавно, к XX веку. Так вот дельфины - это спутники Нептуна, властителя морей. Они указывают на его щедрость. Не стану уводить вас в мифы, но согласно Иконологии Чезаре Рипа, книге которая создается приблизительно в то же время и выходит в Риме в 1593 году, нам известно что юноша на дельфине означает расположение высших сил, их благосклонность. Иногда даже сама Фортуна изображалась на дельфине или в их сопровождении.



Так что на площади Маттеи игривый памятник Удаче. Еще бы! Семья действительно добилась, того чтобы фонтан был установлен на площади перед ее дворцом. Ведь внесенные коррективы в масштабные инженерные работы были проделаны ради соседнего квартала, источник предназначался для базарной площади. И все это не так-то просто как нам кажется. Сегодня мы можем приравнять фонтан пожалуй только к бензоколонке - это водопой для лошадей и прочего домашнего скота, это доступ к безграничному ресурсу. Но герцог имел такое влияние и такие средства, что обещал не только поучаствовать финансово в работах, но взять на себя ответственность и за все заботы в будущем. Кстати, в одном из этих зданий его семья так и живет.

А факт, то есть подтверждено документально, что кое-кто в семье действительно серьезно проигрался карты - поссорился с Фортуной. Считается поэтому в палаццо и замуровано окно с видом на фонтан. Впрочем, таких обманных окон в Риме предостаточно. Их называют "окна дьявола". Но это совсем другая история.

только для moriko_amaya web_strannik jjnatt horoshaia

:)

Рим, телефона, жж, картинки

Previous post Next post
Up