нашлись картинки без которых невозможно было дорассказать то, что мне хотелось :)
предыдущие серии по тэгу форум
Фотография форума Траяна конца XIX столетия
Относительно полное представление о плане форума Траяна у нас сложилось только к 1930-м годам, когда были закончены масштабные раскопки, во время которых и сделаны основные открытия.
Один из вариантов реконструкции плана форума Траяна
Форум был обнесен высокой стеной и вытянут с юга на север. По этой оси располагался основной ряд сменяющий друг друга архитектурных впечатлений. Первый перистильный двор представлял собой прямоугольную площадь, замкнутую с запада и востока колоннадой портиков, в центре которого была установлена конная статуя императора. Справа и слева от нее, укрытые за колоннадами, лежали обширные экседры. К восточной из них пристроены корпуса рынка, расположенные по террасному принципу. На северо-западном конце площади, установленная перпендикулярно, двор пересекала базилика Ульпия, повторяя в своем плане ранее заявленные экседры. Судилище замыкало первый двор колоннадой входа. За базиликой, по центральной оси, возвышалась свободно стоящая колонна, задавая направление движению. Колонна, которая украшена рельефами и увенчана статуей императора, установлена во втором, небольшом дворе, образованном портиками двух фланкирующих ее библиотек - греческой и латинской, пристроенных к северной стене базилики. Малый перистиль открывался в сторону священного участка и замыкал композицию расположенный в глубине храм Божественного Траяна. Таким образом, ансамбль включал в себя выделенные из городского контекста утверждаемые ценности Рима. И на этот раз входом на форум служила - триумфальная арка.
Реконструкция триумфальной арки и храма обожествленного.
Форум был обнесен глухой стеной с наложенной на нее ордерной декорацией. Это предположение было выдвинуто в начале прошлого века, когда были найдены рисунки позднего Ренессанса, на которых ныне не существующая церковь Святой Марии изображена на фоне полуразрушенной южной стены форума. Из них следует, что оголенная туфовая поверхность была облицована мрамором и богата членениям.
Набросок ордерной декорации 15 века
При дорожных работах в 1828 году здесь были найдены архитектурные детали композитного ордера и некоторые скульптурные части. Однако раскопки в данной зоне еще не начались, а все исследования по этому вопросу заканчиваются в XIX веке. Таким образом, споры о том, как выглядела стена еще не пришли к своему логическому завершению, а отсутствие достоверной информации породило несколько версий относительно реконструкции входа. По одной из них на форум помимо центрального открывались еще два входа со стороны южной стены. Из другой следует, что существовали и еще два входа, которые вели в колоннады восточного и западного портика, являясь сквозными проходами через базилику, к лестницам библиотек и даже выходами на соседние улицы.
По наиболее распространенной на сегодняшней день версии, единственным способом попасть на форум была триумфальная арка, чей образ известен по римским монетам этого периода. Рончевский, в своем курсе лекций посвященном триумфальным аркам, называет ее самой величественной среди прочих и указывает на арку Тита, как на образец, приводя в качестве доказательства арку Траяна в Беневенте. С другой стороны, расхожим фактом в истории искусств является информация о том, что часть рельефов арки Константина изначально была создана для арки Траяна. Более того, в той же работе специалист по римской архитектуре удивляется что: «четвертый век отмеченный таким явным упадком римского вкуса создает лучшую триумфальную арку» и далее восхищается удачным членениям и пропорциям, указывает на удивительное равновесие рельефных плоскостей. Там же он указывает и на источник, который на анализе архитектурных деталей, дает основания полагать, что арка Константина была построена гораздо раньше. Знакомство с гением Аполладора, с его изысканным изяществом в игре масштабов внутри сложнейших ритмических систем заставляет отказаться от мысли о подражательном характере его строительства. Вернее будет обратится не к арке Тита, но к арке Константина, что бы попробовать воссоздать художественный образ утраченного ныне памятника.
Римские монеты с изображением триумфальной арки Траяна
Монета эпохи Траяна может дать нам точку отсчета для уточнения конструктивной системы. Она свидетельствует о том, что главный фасад арки имел один проход, по сторонам которого, в отличии от арки Тита, установлены три колоны, а между ними в нишах с фронтонами располагались статуи богов. Говорить об общей пропорции здесь невозможно, но очевидно, что вертикальные членения стремятся облегчить впечатление массивности величественного памятника. Верхнее поле украшено медальонами. Антаблемент и раскрепованный аттик не несут рельефов, а венчает арку многофигурная скульптурная композиция, решенная в единой пропорции - над группой воинов, что окружают шестерку лошадей, запряженную в колесницу, возвышается скульптура и вероятнее всего императора-полководца. Данная архитектурная композиция соответствует и первому постулату панегирика Плиния, который упоминает о победе Траяна в Восточной Германии и называет эту победу божественным знаком. Возможно, даже предположить, что триумфальная арка входа на площадь увековечивала одну из первых значительных побед, которую можно считать началом, прологом к апофеозу обожествленного.
Перистиль.
Реконструкция площади форума Траяна
При первом же взгляде на площадь, еще через пролет триумфальной арки, можно уловить акцент, который приходился на ее центр, где была установлена гигантская позолоченная бронзовая статуя Траяна, выделяясь на фоне колоннады портиков базилики Ульпия. Ее образ известен по денариям выпущенным после 107 года - Траян в доспехах восседает на могучем коне с копьем в правой руке и с богиней Победы в вытянутой левой. Плиний упоминает о великолепном коне властителя, но говорит о том, что не помощь он есть, но украшение.
Дошло до нас и свидетельство очевидца - император Константин II в 356 году посетил форум Траяна и архитектура площади привела его в такое изумление, что оно стало известно нам, благодаря историку Аммиану Марцеллину: «Когда император вошел на форум Траяна, это единственное сооружение, достойное, как и я полагаю, удивления богов, он остолбенел от изумления, обводя взглядом гигантские творения, которые словами описать невозможно и которые никогда не будут еще раз созданы смертными людьми». Остановившись у статуи Траяна, Константин был настолько поражен ее красотой, что хоть и признавал свое бессилие в реализации столь величественной постройки, захотел воспроизвести для себя хотя бы коня, в качестве украшения. На что сопровождавший его персидский князь предложил для начала все же построить конюшню, которой был бы достоин подобный конь.
Этот безвозвратно утерянный монумент фиксировал точку пересечения осей, усложнял, приостанавливал движение и отмечал входы в экседры укрытые колоннадой, утверждая величие Траяна описанное в панегирике как величие божества. И как жаль, что силу художественного впечатления этого ансамбля теперь можно только попробовать себе представить.
Фотография форум Траяна. 1865 год.
Восточный и западный портики, раскрывающиеся в грандиозное пространство площади, представляли собой двухъярусную композицию. Установленный на стилобате коринфский ордер нес на себе пышный антаблемент, над котором возвышался широкий аттик. Ритм колонн утверждал ритм атлантов, роль которых выполняли фигуры плененных даков. Они удерживали раскрепованный венчающий карниз, украшенный бронзовыми надписями. Так Плиний пишет о смирении ярости и гордости варваров и благодарит Траяна, ибо объединил он Рейн и Евфрат. Между фигурами побежденных варваров на постаментах, несущими тяжесть завершающей части портика были расположены крупные мраморные медальоны или точнее скульптурные бюсты, вписанные в круги щитов - Лары. Триумфу Траяна свидетельствовали его предшественники.
Реконструкции форума
Протяженность колоннады портиков, чередование обширных открытых и более тесных закрытых помещений, чьи скрытые смыслы предназначений и логика внутренней связи осознается только через проживание, знакомы нам не по прозрачной и легко познаваемой архитектуре Греции, не по строгой логике Рима, но по дворцам и храмам Востока, призванным удивлять. С другой стороны в этом монументальном, исполненном энергии и выразительности пространстве присутствует и попытка измерения действительности, которая при таком грандиозном размахе становится возможной только через перекличку масштабов основного и малого ордеров, через игру бесконечных сопоставлений, и которая к тому же отражена в богатстве изначально заданной глубинной перспективы. Но только после того как будет завершено познание пространства всего ансамбля, только через поклонение совершенное в храме Божественного Траяна откроется простота общего плана.
План форума. Вариант реконструкции
Размещение постройки на удлиненном участке, отгороженном от улиц наружными стенами, просторный атриум, как замкнутое колоннадой пространство - центр композиции, откуда по сторонам расходятся все прочие помещения. Перпендикуляр, как способ выделения главного: места торжественного приема - парадный таблинум, за которым раскроется интимный перистиль - символ бесценной частной жизни. Все это знакомо нам. Нетрудно угадать традицию построения жилого римского дома. К тому же Аполладор, несмотря на восточный размах, выдерживает классические пропорции согласно Витрувию. Длина его атриума делится на пять частей и для ширины он берет три такие части.
Римский жилой дом. План и разрез.
Те же соразмерности мы обнаружим и в базилике Ульпия (55Х159), она существует в заданных классиком пропорциях таблинума. Подтверждает параллель и наличие в ансамбле форума библиотеки. С тех пор как в Рим было перевезено собрание книг царя Персея, наличие личной библиотеки есть знак великого дома. Обращаясь к типологии римского жилища и двигаясь поступательно - от входа (у избранных награжденного знаками отличия), - здесь триумфальной аркой, к атриуму (хранилищу ларов) - здесь двору украшенному медальонами с портретами предшественников, переходя в базилику, месту приема просителей хозяином - таблинум, мы обнаруживаем и подтверждение традиции располагать жилые помещения позади приемных покоев - здесь - храм обожествленного. И даже присущие аристократическим римским домам - таберны, выходящие на улицу лавки - здесь присутствуют, их роль играет гигантский обнимающий экседру площади рынок. Так становится очевидным: форум Траяна это - жилище. И судя по масштабу, жилище божества. На глазах разрозненные пространственные части превращаются в идейно и ритмически связанную композицию, в которой предусмотрительность, уважение к законам и отражение провозглашенных ценностей в частной жизни, по мнению Плиния и определяют величие Избранного. Оттолкнувшись от пролога панегирика, мы начинаем следование по литературному тексту, постигая и реконструируя таким образом архитектурные смыслы этой грандиозной постройки.
Зарисовки с раскопок конца XIX века
Атриум дома Избранного, или первый перистильный двор был замощен мрамором, который в IX веке был изъят для пережигания на известь. Это единственный бесспорный факт. А далее версии ученых расходятся. Согласно первой реконструкции ритм колоннады западного и восточного портиков поддерживался двумя параллельными рядами статуй на постаментах, которые создавали две аллеи и выделяли из общей колонной массы выступающие портики фланкирующие главный вход на фасаде базилики. Однако этот план не учитывает массы деталей, известных более поздним исследователям, оттого ему сложно доверится и в этом вопросе. Согласно другой версии пространство площади было свободно от дополнительных архитектурных элементов, но для того чтобы иметь более верное представление о решении пространства площади необходимо дождаться раскопок в южной части форума.
Еще сложнее по различным реконструкциям судить о западной колоннаде и ее экседре. Сейчас по этим конструкциям проходит городская магистраль. Оттого мы ограничимся здесь рассмотрением только восточного портика, который вероятнее всего конструктивно не отличается от западного, их разница скорее состояла в том, что западная экседра не имела пятиэтажной пристройки рынка.
Восточный портик.
Масштабные раскопки, начатые в 1928 году раскрыли восточную колоннаду форума и ее экседру, но по сути исследования продолжаются и до сегодняшнего дня.
Один из вариантов реконструкции
В плане портик представлял собой вытянутый прямоугольник, перекрытый цилиндрическим сводом. Его пол приходился на три ступени ниже двора основного перистиля, а каждой колонне соответствовала установленная на пьедестале статуя. Восточная стена интерьера расчленена пилястрами, каждая из которых так же сопровождена мраморным памятником. Осевое направление изначально заданное пространственными ориентирами заканчивалось входом в экседру базилики, причем движение внутри интерьера сразу дается по двум сторонам, так как по центру нового, раскрывающегося в перспективе и пока не угаданного здания, брал свое начало более высокий и стройный ордер. Зона входа в базилику выделена несколькими ступенями, ведущими вверх, что подготавливает к восприятию нового и более парадного пространства.
«Одой мирной жизни» звучит этот интерьер подверженный строгой художественной дисциплине. Тот факт что, находясь в столице Траян предоставлял каждому возможность остановиться или выйти ему навстречу, и та радость с которой Плиний возвещает: «Ты гуляешь среди нас, но не так словно снисходишь», невольно обращает к мысли, что портик форума служил и для прогулок императора. И следуя далее по литературному тексту: «Великое дело, цезарь, и совершенно в твоем духе: своим талантом расточать щедроты». И здесь не столько речется о справедливости раздачи воинских добыч, сколько упоминается о новом историческом факте - о независимости Рима от хлеба Египта. Поддержка, оказанная Траяном сельскому хозяйству, забота о воспитании сирот и раздачи хлеба обнищавшему населению теперь приобретают во истину имперский масштаб.
Экседра рынка Траяна. реконструкция
Оттого совсем по-другому разыграна сцена входа в экседру портика. Она изначально была выделена светом, а антаблемент здесь поддерживали сбившиеся с ритма мощные прямоугольные в плане столбы, чья капитель сохраняла верность заявленному ордеру. За ними раскрывалось полуциркульное помещение с пышной мраморной декорацией - мерный рисунок пилястр, в точности повторяющих пилястры портика был разбит нишами с установленными в их глубине мраморными статуями. Над широким, плоским антаблементом среди пилястр малого ордера раскрывался ряд окон. Но зона эта была выделена не только светом, но и более мелким, сложным геометрическим узором пола. Отсюда вел вход на рынок Траяна. Расположенный по центру широкий дверной портал, фланкированный колоннами, затягивал посетителя в воронку этого динамичного, словно отступившего от стены пространства.
Современный вид на экседру рынка Траяна
Рынок Траяна.
Рынок Траяна принято рассматривать как отдельный комплекс, не включенный в ансамбль форума, однако нельзя не сказать о нем здесь хотя бы несколько слов. Название «рынок Траяна» носит весьма условный характер. Это многоуровневое здание, частично погруженное в скалистую породу холма, состоит из трех корпусов, источенных сложной планировкой. Помимо торговых мест и таберн предназначенных для раздач продуктов питания населению, здесь располагались так же и конторы, том числе и кабинет императорского чиновника, несущего ответственность за работу и функционирование форума. Таким образом, утверждалась мысль о многомилостивости Императора, слава которого приобретается не статуями и изображениями, но добродетелями и заслугами. Продолжая перекличку аналогий нужно упомянуть и щедрость, воспеваемую в речи оратором Плинием и справедливость, которую являл Траян, раздавая дары населению. Размах комплекса - подчеркивает эту мысль. Он готов был вмещать в себя огромные человеческие массы и служебные помещения, устроенные здесь для чиновников, свидетельствуют о том, организация работы форума требовала разнообразной административной деятельности, оставляя за ансамблем площади представительские функции и утверждая площадь как место проведения празднеств.
Второй ярус рынка Траяна
Конфигурация рынка Траяна повторяла обширный полукруг экседры. Три нижних его этажа выходили на улицу огибающую стену форума и отделяющую ее от фасада. Первый уровень вгрызался в породу неглубокими табернами в то время как на уступе второго этажа, располагались более обширные торговые помещения (ныне здесь расположен музей форума). Третий, не сохранившийся уровень стоял на перекрытиях второго. Административные корпуса были отодвинуты чуть глубже, насколько позволяла скала верхней террасы и в главном зале крупнейшего из них применен трехпролетный крестовый свод. Комплекс сильно руинирован, но получить первоначальную картину все же представляется возможным - рынок Траяна напоминает Храм Фортуны в Пренесте по своему террасному построению, впрочем, как и по строительной технике. Безусловно, здесь она использована в соответствии с эволюцией технической и инженерной мысли - в качестве материалов применен бетон в сочетании с кирпичом, в то время как облицовка храма Фортуны произведена каменным инцертом. Но невероятный масштаб этой постройки, качество исполнения, сложность пространственного решения ничуть не уступают не менее грандиозному зданию форума, центральной его части.
Базилика Ульпия.
Монеты эпохи Траяна. Профиль императора и фасад базилики Ульпия
Признание цезарем своих обязанностей, как военного, так и мирного характера, подчинение общим законам и присягание им перед ликом богов - это верность клятве, данной при вхождении во власть. И это есть великий пример для последующих, по мнению Плиния. Автор панегирика свидетельствует о том, что путь императора чаще всего лежит на форум и что на консульских комициях он присутствует лично, а остальную часть своего дня посвящает трибуналу. И что есть это судилище, эта роскошная базилика Ульпия, как не утверждение мысли Плиния в архитектурной форме.
Огромное пятинефное здание базилики, поставленное поперек, за экседрами площади, раскрывалось во всю ширину форума входными зонами в две стороны. Внутреннее пространство было перекрыто стропилами, которые опирались на монолиты колонн. Торцы базилики завершались абсидами и перекрыты конхами. Боковые нефы - двухэтажные. Базиакальный разрез присутствует - освещал помещение ряд окон, расположенных в клеристории. Такова одна из величественнейших базилик времен Империи.