Рассказы и повести Льва Толстого -1

Sep 09, 2022 00:54


Я решила прочитать некоторые рассказы и повести Тостого, с которыми до сих пор познакомиться не довелось. Буду понемногу делиться впечатлениями.

"Декабристы"
Неоконченный роман, точнее, самое начало романа, как бы сиквел "Войны и мира" (но написанный раньше, а не позже). Пьер и Наташа с детьми, уже будучи стариками, возвращаются в Москву из сибирской ссылки. Повествование на редкость беспомощное в художественном отношении. Не рекомендую.

"Поликушка"
Повесть о непутевом дворовом, которому барыня дала важное поручение... А вот это - отличная вещь! Сюжет, композиция, интрига - и написано прекрасно! Поразили две вещи.

1. Я знала, конечно, что в армию тогда забирали на 25 лет, по жребию. Но я не знала, что в солдаты брали не только юношей, но и мужчин постарше - в том числе женатых и даже с детьми. Так вот откуда взялось слово "солдатка" - это жена солдата, почти что соломенная вдова...
2. Условия жизни у этих дворовых были, конечно, совершенно ужасающие. Приведу цитату:
"...и угол у него был самый плохой, даром что он был сам-сём с женой и детьми. Углы еще покойным барином построены были так: в десятиаршинной каменной избе, в середине, стояла русская печь, кругом был колидор (как звали дворовые), а в каждом углу был отгороженный досками угол. Места, значит, было немного, особенно в Поликеевом углу, крайнем к двери. Брачное ложе со стеганым одеялом и ситцевыми подушками, люлька с ребенком, столик на трех ножках, на котором стряпалось, мылось, клалось все домашнее и работал сам Поликей (он был коновал), кадушки, платья, куры, теленок, и сами семеро наполняли весь угол и не могли бы пошевелиться, ежели бы общая печь не представляла своей четвертой части, на которой ложились и вещи и люди, да ежели бы еще нельзя было выходить на крыльцо. Оно, пожалуй, и нельзя было: в октябре холодно, а теплого платья был один тулуп на всех семерых; но зато можно было греться детям бегая, а большим работая, и тем и другим - взлезая на печку, где было до 40 градусов тепла. Оно, кажется, страшно жить в таких условиях, а им было ничего: жить можно было".

"Семейное счастье"
История о том, как бедная 17-летняя сирота вышла замуж за друга ее отца, лет на 20 ее старше. Прожив одну зиму с мужем в деревне, героиня захотела светских удовольствий... Повесть мне не особо понравилась. Толстой написал ее еще до женитьбы, поэтому представления о семейной жизни у него умозрительные, и это чувствуется. Героиню очень понимаю: ну что, спрашивается, делать дворянской девушке зимой в деревне? Книжки читать да на фортепьяно играть? Больше делать-то нечего. И не поедешь никуда, не увидишь никого, кроме мужа и свекрови. Короче говоря, мораль сей басни меня слегка возмутила.

"Дьявол"
История молодого дворянина, который, поселившись в деревне, начал удовлетворять свои плотские желания с крестьянкой. Подозреваю, что повесть в значительной степени автобиографична. Но поздний Толстой, конечно, великий мастер! Как он описывает этот женский соблазн! И это ощущение наваждения... Хороша повесть, в общем, хотя и невесела.

Послесловие к "Крейцеровой сонате"
Саму "Крейцерову сонату" я перечитывать не стала: не захотелось, да и фильм я дважды смотрела (фильм отличный, кстати). А вот послесловие прочитала с интересом... и с отвращением. Толстой здесь проповедует полное целомудрие. Вот пара цитат:
1. "Христианского брака быть не может и никогда не было...
Идеал христианина есть любовь к богу и ближнему, есть отречение от себя для служения богу и ближнему; плотская же любовь, брак, есть служение себе и потому есть, во всяком случае, препятствие служению богу и людям, а потому с христианской точки зрения - падение, грех.
Вступление в брак не может содействовать служению богу и людям даже в том случае, если бы вступающие в брак имели бы целью продолжение рода человеческого. Таким людям, вместо того чтобы вступать в брак для произведения детских жизней, гораздо проще поддерживать и спасать те миллионы детских жизней, которые гибнут вокруг нас от недостатка не говорю уже духовной, но материальной пищи.
Только в том случае мог бы христианин без сознания падения, греха вступить в брак, если бы он видел и знал, что все существующие жизни детей обеспечены.
Можно не принимать учения Христа, того учения, которым проникнута вся наша жизнь и на котором основана вся наша нравственность, но, принимая это учение, нельзя не признавать того, что оно указывает идеал полного целомудрия".
2. "Что делать мужчине и женщине, живущим в браке и исполняющим то ограниченное служение богу и людям, через возращение и воспитание детей, которое вытекает из их положения?
Все то же: стремиться вместе к освобождению от соблазна, очищению себя и прекращению греха, заменой отношений, препятствующих и общему и частному служению Богу и людям, заменой плотской любви чистыми отношениями сестры и брата."
3. "Для того же, чтобы они могли воздержаться, они должны, кроме того что вести естественный образ жизни: не пить, не объедаться, не есть мяса и не избегать труда (не гимнастики, а утомляющего, не игрушечного труда), не допускать в мыслях своих возможности общения с чужими женщинами, так же как всякий человек не допускает такой возможности между собой и матерью, сестрами, родными, женами друзей.
Доказательство же того, что воздержание возможно и менее опасно и вредно для здоровья, чем невоздержание, всякий мужчина найдет вокруг себя сотни."
Меня все эти рассуждения возмущают ужасно! Это что же такое получается? Толстой в молодости "нагулялся", даже какой-то крестьянке ребенка сделал. Потом своих детей наплодил 13 человек. Но теперь, когда ему уже за 60, с умным видом проповедует целомудрие, причем уверяет, что воздержание - это легко! Может, и легко, когда ты старик - но таков ли ты был в молодости? Прекрасно понимаю, почему эта повесть и особенно это послесловие так возмутили Софью Андреевну: их младший сын Ванечка только что родился, причем явно не от святого духа.

Книги

Previous post Next post
Up