Mar 06, 2022 23:06
Прочитала недавно две любопытные книжки о путешествиях в сталинский и послесталинский Советский Союз: "Музы слышны" Трумена Капоте и "Русский дневник" Джона Стейнбека. Весьма любопытное чтение!
Трумен Капоте приехал в СССР в 1955 году, уже после Сталина, но еще до знаменитого хрущевского доклада. Он прибыл вместе с американской труппой, которая должна была показать оперу "Порги и Бесс" в Москве и Ленинграде в рамках мирового турне. Труппа была громадной: "пятьдесят восемь актеров, семеро рабочих сцены, два дирижера, комплект жен и секретарш, шестеро детей с учителем, трое журналистов, два пса и один психиатр". Пикантности добавляло то, что артисты были чернокожими, а в СССР велась пропаганда, что чернокожих в Америке угнетают и все они ужасно бедствуют - а тут вдруг такой разрыв шаблона :). Что меня больше всего поразило в этой книжке, так это беззаботность американцев. Эта беззаботность, это постоянное щебетание - какой контраст с напряженными советскими людьми! Впрочем, в конце концов выясняется, что СССР не так страшен, как его малюют...
Мне книга очень понравилась. Такая милая зарисовка, но написано прекрасно (а чего еще ждать от Капоте?) и с юмором. Сатирически изображена пара Вертинских (точнее, жена). Очень жаль, что книга как будто обрывается на полуслове, после первого представления в Ленинграде (а ведь должны были быть еще представления в Москве!) Но, как говорится, и на том спасибо.
Забавная цитата:
“Астория” распределила комнаты, и в первую очередь номера-люкс, на основе иерархии или отсутствия таковой, которая многих обозлила. Согласно теории Нэнси Райан, русские исходили из зарплатной ведомости Эвримен-оперы: “чем меньше зарабатываешь, тем больше комнату получаешь”. Так это или нет, но ведущие исполнители, а также выдающиеся личности, прибывшие в качестве гостей компании, сочли “смехотворным” и “чокнутым, точно чокнутым”, что рабочих сцены и костюмеров, плотников и монтеров сразу же повели в номера-люкс, тогда как “серьезные люди” должны были довольствоваться чуланами на задворках.
- Они что, издеваются? - спрашивал Леонард Лайонс.
Джон Стейнбек побывал в СССР в 1947 году вместе с фотографом Робертом Капой. Кроме Москвы, он ездил в Сталинград, на Украину и в Грузию. Его "Русский дневник" мне понравился меньше, чем книга Капоте: такое впечатление, что американскому писателю показали "потемкинские деревни". Если Капоте был сам по себе, то у Стейнбека с Капой имелся постоянный сопровождающий из органов. Поэтому книга, поначалу весьма интересная, под конец становится похожей на лубок (при описании посещения Украины и особенно Грузии). Ну, и постоянный стеб (в частности, над соратником-фотографом) со временем начинает утомлять. При этом Стейнбек приводит множество любопытных фактов о послевоенном СССР, посвящу им следующий пост.
Россия,
Книги