Что-то мне постоянно не везёт со всем, в чьём названии содержится слово «Андромеда». В своё время мне не понравился роман Майкла Крайтона «Штамм „Андромеда“» (хотя объективно говоря, Крайтон - неплохой писатель), потом я отравлял себе жизнь, смотря сериал
«Андромеда», а теперь вот настал черёд «Туманности Андромеды» Ивана Ефремова.
Вообще, несмотря на любовь к научной фантастике, русских и советских представителей жанра я почти не читал. Только Обручева, Беляева и Булгакова, которого с небольшой натяжкой тоже можно назвать фантастом. Ну и «Дозоры» Лукьяненко с «Метро 2033» Глуховского, было такое. А вот, например, тех же Стругацких, которые, пожалуй, единственные котируются за рубежом, я не читал вообще. «Это нужно наверстать», - думал я, и однажды, когда у меня закончились книги под рукой, а у тёти нашлась «Туманность Андромеды» Ефремова, я с радостью взялся за неё. И через три главы отложил в сторону. Сейчас, спустя год, я предпринял новую попытку, которая всё-таки увенчалась успехом, хотя на это я убил целый месяц.
Чтобы мне проще было рассказывать о книге, я вкратце перескажу весь сюжет. (Даже если вы решите её читать, интриги это не убьёт. Честно. Её там просто нет.) Итак. Светлое коммунистическое будущее. Звездолёт «Тантра» под руководством Эрга Ноора возвращается из экспедиции домой на Землю. Сверхсветовые двигатели ещё не изобретены, поэтому звездоплавание сопряжено с некоторыми трудностями, в частности резкий перепад в гравитационном поле может уничтожить корабль. «Тантра» идёт через неисследованный район и как раз нарывается на такой перепад. Звездолёт вынужден снизить скорость, но набрать её обратно не может из-за нехватки топлива, в результате чего путь до Земли обещает быть очень-очень долгим. Эрг Ноор после некоторых раздумий решает посадить «Тантру» на обнаруженную неподалёку планету, на которой космонавты внезапно обнаруживают ещё один земной звездолёт со сломанным двигателем и кучей топлива, а также непонятный корабль неизвестного происхождения. Забрав топливо и полюбовавшись на инопланетную находку, Эрг Ноор сотоварищи возвращаются на Землю.
Данная сюжетная линия довольно интересна и представляет собой типичный сай-фай тех лет, но, к сожалению, она занимает очень малую часть книги, потому что Ефремов не ставил перед собой цель писать сай-фай. Он писал утопию и размышлял на тему светлого коммунистического будущего, поэтому на первый план была выведена вторая сюжетная линия, развивавшаяся на Земле. Её содержание в двух словах: Дар Ветер, крупный начальник, покидает свой пост и мотается по планете, разговаривая с разными людьми на отвлечённые темы, что даёт возможность Ефремову делиться с читателем своими идеями и показывать своё видение мира будущего. И это всё дико нудно, скучно и неинтересно.
Да, я могу сделать скидку на то, что эта книга - утопия, а я не люблю утопии. Да, я могу сделать скидку и на то, что Ефремов писал её в другие времена, когда будущее казалось светлым и коммунистическим. Но что меня больше всего раздражает в «Туманности Андромеды» - это насквозь картонные персонажи. Они все, как на подбор, красивы, умны, сильны, мужественны и вообще идеальны, поэтому легко теряются на фоне друг друга. Мне приходилось насильно вбивать себе в память их имена и поступки, так как я ни за что не мог уцепиться - персонажи слишком одинаковые, а потому не запоминаются просто так. Диалоги между ними - это не диалоги вовсе, а так, «тихо сам с собою я веду беседу». Один человек высказывает какую-нибудь идею, второй совершенно без проблем тут же с ним соглашается, даже если до этого имел иную точку зрения. Hive mind, промытые мозги, называйте как угодно. В сюжетной ветке Дар Ветра этого навалом.
Ближе к концу от неё ответвляется третья ветка, про то, как сменивший на посту Дар Ветра нынешний крупный начальник Мвен Мас и его друг, учёный Рен Боз, проводят опасный эксперимент, запрещённый правительством. Эксперимент оканчивается неудачей (естественно, ведь правительство в светлом коммунистическом будущем не может ошибаться), однако в ходе него находится подтверждение некоторым теориям, позволяющим сделать шаг в сторону открытия сверхсветового перемещения. Ну а Мвена Маса с Рен Бозом милостиво прощают. Все счастливы, непонятно зачем введённые любовные линии заканчиваются хорошо, и Эрг Ноор улетает в новую экспедицию. Конец.
Как я уже сказал выше, первая большая проблема - это односторонность романа. Если бы Ефремов через персонажей пытался спорить с самим собой, было бы не так скучно. Вторая проблема - персонажи. Типичный человек будущего, Дар Ветер, мне кажется депрессивным трудоголиком, не способным нормально выражать свои эмоции. Поэтому меня он сильно раздражал, хотя был основным действующим лицом большую часть книги. Но зато он умный и мужественный, да. Два других главных персонажа, Эрг Ноор и Мвен Мас, оставляют похожее впечатление, но Эрг Ноор обладает романтическим ореолом космического путешественника, а у Мвена Маса есть мечта подарить людям сверхсветовое перемещение, чтобы можно было без проблем контактировать с иными мирами, и ради этой мечты Мвен Мас идёт против мнения правительства и ставит опасный эксперимент. У него есть нормальное человеческое стремление, и он готов за него бороться, что выделяет его среди со всем соглашающихся людей будущего. Про остальных персонажей я не могу сказать вообще ничего, так как они написаны под копирку.
Вот, собственно, и всё. Поэтому я считаю «Туманность Андромеды» на редкость унылой книжкой, которая может понравиться только тем, кто безоговорочно согласен со всеми идеями Ефремова. Такие дела.
Кстати. На определённом этапе в романе появляется персонаж - Миико Эйгоро, японка по происхождению, маленького роста, с «тихим полудетским голоском». И в следующей главе она с Дар Ветром идёт купаться. У меня в голове щёлкнуло: «Пляжный эпизод!» Потом идёт такое её описание: «Девушка, молчаливая и всегда немного грустная, сейчас неузнаваемо изменилась. Весело и храбро, устремляясь вперёд, она по-прежнему оставалась для Ветра закрытой дверью…» У меня в голове щёлкнуло ещё раз: «Она кудэрэ!.. Стоп, анимешные штампы в советской фантастике 50-х годов?» А потом я вспомнил про найденный «Тантрой» таинственный звездолёт, который автор называл спиралодиском, Спиральную Дорогу, нередко упоминаемое спиральное поступательное движение… И тут-то мне стало страшно.
Пару постов назад я обещал продолжение
путеводителя, но вообще я много кому чего обещал, так что… Не, оно будет, но мне пока лень/нет времени сделать фотографии, поэтому либо после Нового года, либо после сессии, если праздник особенно удастся.