Отрывки из воспоминаний, которые написал брат моего деда, Михаил Васильевич Крохин. Семья жила в селе Казачья Пелетьма в Пензенской области:
Волна репрессий не обошла стороной и наши места. В 1937г. во Вьясе арестовали всех членов бюро райкома партии, кроме редактора газеты П.М.Боргуля, директора МТС Каменецкого, в Суре взяли директора. ХСШ М.А.Капустина. В Казачьей Пелетьме сняли с работы и арестовали председателя колхоза И.Я.Куканова, что дало возможность объяснять все недостатки в хозяйстве последствиями "кукановщины" (содержания этого термина никто не знал). Несколько месяцев руководил колхозом брат Алексей (Дед. Между прочим, 1910 года рождения. Вот такая карьера: сын бедняка, в 27 лет исполняющий обязанности председателя колхоза. Неплохая социальная мобильность, да простят меня предки за такое слово. - abbzads), работавший до того бухгалтером (Да, я знаю, это моё родовое проклятие. Дед со стороны матери тоже работал бухгалтером. - abbzads). [Spoiler (click to open)] Везде чудились вредители, враги; люди с опаской разговаривали друг с другом; любое неосторожное слово могло повлечь за собой арест, доносчиков было более чем достаточно. Многие стали жертвами анонимных доносов, иногда совершенно диких и невероятных, вплоть до участия в подготовке террористических актов против партийных вождей. В Марьевке по доносу счетовода был арестован и осужден на шесть лет лагерей муж нашей двоюродной сестры Семен Федорович Удалов, председатель колхоза, участник гражданской войны, скромнейший и добрейший человек, обвиненный во вредительстве: на колхозном поле кто-то поджег несколько суслонов убранной конопли. За тюремную решетку попадали и "по связям": арестовали директора завода как "врага народа", взяли его секретаря за "пособничество", посадили друга секретаря за связь с врагами народа. В это страшное время были арестованы и канули в неизвестность наши односельчане: ранее раскулаченный А.Г.Костригин, священник С.Нестеров, несколько колхозников, видимо, не умевших держать язык за зубами (Эти перечисленные - думаю, по известному приказу. - abbzads).
Фактическими властителями на местах стали органы НКВД, которые блюли государственную безопасность (Кстати, брат Дмитрий к тому времени уже служил в НКВД. - abbzads). Руководители сельских, районных, областных организаций и учреждений ждали по ночам стука в дверь квартиры, заранее приготовив сумки с бельем и сухарями. В 1938 г. многие арестованные были освобождены и реабилитированы: видимо и самому вождю такой размах террора показался опасным. Ежова за "перегибы" расстреляли, а на его место назначили еще более страшную фигуру - Лаврентия Павловича Берия из Грузии.
Как эти события воспринимались в народе?
В партийных организациях очередную жертву репрессий старались без промедлений осудить, выискивая в ее жизни, работе и высказываниях все мелочи, которые могли быть истолкованы как враждебные действия. Члены семей арестованных чувствовали подозрительность, недоверие окружающих, с ними часто опасались даже общаться. В районной газете зам. редактора Косов в каждом номере помещал гневные статьи против "разоблаченных вредителей, заговорщиков, шпионов", призывая "выжигать каленым железом гнезда преступников", а вскоре и сам был арестован как "враг народа". Директор МТС Каменецкий днем убеждал сотрудников в том, что "у нас без вины не сажают", а ночью сам оказался за решеткой. Заместитель председателя леспромсоюза К.Самсонов поехал в колхоз, кучер ночью заплутался, привез не в то село, и разгневанный начальник потребовал привлечения провинившегося к ответственности за вредительство (в колхозе не состоялось совещание). Основная масса рабочих, служащих и колхозников твердо усвоила: молчи, не возмущайся, даже среди близких людей не говори лишнего.
В июле 1937 года я отправился в Ташкент сдавать экзамены в геологоразведочный институт... (Репрессии по стране идут, а он в институты поступает. С этим из братьев тоже было интересно, он поучился и в Троицке, и в Томске, участвовал в протестах в Томске и послужил недолго в лагере. Повоевал в заградотряде. В 1944-м, если мне не изменяет память, выпустил первый свой класс, среди учеников которого был небезызвестный впоследствии Михаил Ягодин. Интересно ли было бы это прочесть? - abbzads)