Состоявшиеся 17 февраля всеобщие выборы в расположенной на экваторе южноамериканской стране Эквадоре не несли в себе какой-то серьёзной интриги. Все опросы общественного мнения, публикуемые до выборов, показывали, что уровень одобрения социально-экономической политики Президента Рафаэля Корреа и его команды очень высок - он составляет от 73 до 80%. [Spoiler (click to open)]И это при том, что политическую ситуацию в Эквадоре вряд ли уместно назвать безоблачной. В стране существует пусть разноликая, но мощная правая оппозиция, многие средства массовой информации открыто враждебны курсу левого президента, олигархические кланы по-прежнему контролируют значительную часть национальной экономики, иерархи католической церкви не забывают регулярно «пинать» левое правительство. В последние годы не раз возникала реальная угроза дестабилизации, имели место столкновения полиции с оппозиционными активистами. Что интересно (но это имеет место также в других странах, отстаивающих дорогу к «социализму XXI века» - в Венесуэле и Боливии), жёсткое неприятие действий властей исходит не только справа - но и от отдельных левацких течений, в эквадорском случае от Плюринационального единого движения «Пачакутик», опирающегося на поддержку части индейского населения и обвиняющего президентский лагерь в авторитаризме.
И, тем не менее, Рафаэль Корреа в паре со своим верным соратником - вице-президентом Лениным Морено, вновь одержали убедительную победу, получив по предварительным данным, 56,7% голосов. Успех сопутствует президентским силам альянса PAIS («Гордое и суверенное Отечество») и на законодательных и провинциальных выборах. Судя по всему, у PAIS сложится комфортное абсолютное большинство в Национальном Конгрессе. И это не случайно. Став первый раз президентом в 2007 г. (после одержанной победы на президентских выборах в 2006 г.) будучи переизбран на свой пост в 2009 г., Корреа выигрывает, таким образом, свою третью подряд президентскую кампанию. При этом наблюдатели отмечают, что этот 49-летний политик с блестящим международным экономическим образованием, не имеет ни такого политического опыта, как Даниэль Ортега, ни такой харизмы, как Уго Чавес, ни такой мощной политической силы за спиной, как Эво Моралес. Но тут можно согласиться с другом Р. Корреа евродепутатом от Франции Жан-Люком Меланшоном в том, что «Рафаэль Корреа воплощает собой ИДЕЮ, сплотившую эквадорских граждан».
Эта идея нашла своё отражение в принятой как раз по инициативе Корреа новой Конституции Эквадора 2008 г. Доктринально речь идёт о начале революционного процесса в политической, экономической, этической, социальной и образовательной областях. Идея социального государства, новой демократической, подлинно народной республики является тем полюсом, который объединил в Эквадоре сторонников Корреа. К слову, по данным на 2011 г. в его альянс PAIS, представляющий собой очень смешанный в политическом плане «межлевый блок», где соседствуют троцкисты, коммунисты, левые социалисты, социал-патриоты, левокатолические активисты, но в основном - беспартийные сторонники главы государства, входили около полутора миллионов эквадорцев.
Но слова словами, а если бы за ними не было реальных, стоящих дел, смог бы уже шесть лет продержаться на столь высоком уровне президентский рейтинг? Тем более, если вспомнить самое начало 2000-х гг., когда главы государства менялись в Эквадоре чуть не каждый год, а страна находилась в ситуации перманентного социально-политического брожения, когда волнения и восстания были отличительной чертой эквадорской политической жизни. Без сомнения, команде Р. Корреа и Л. Морено удалось сделать за последние годы немало в интересах большинства населения этого южноамериканского сообщества.
Возьмём, например, сферу здравоохранения. Её бюджет на сегодня поднят в три раза по сравнению с 2008 г. и расходы на медицину сейчас составляют около 7% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Во всех районах Эквадора проводятся массовые профилактические медицинские кампании, заметно увеличилось число врачей в общественных больницах и т.н. мобильных медицинских бригадах. Благодаря соглашению с Кубой (Эквадор участвует, наравне с Кубой и Венесуэлой, в Боливарианской альтернативе для народов Америк) в стране появились высококвалифицированные кубинские медики. В целом растёт зарплата в сфере здравоохранения.
В 2010 г. в Эквадоре был принят Закон о высшем образовании, направленный на развитие общественного вузовского сектора, повышение уровня и качества магистратуры и докторантуры. Одновременно все последние годы рос бюджет на образование, сегодня расходы на образования в общегосударственном бюджете составляют примерно 6%. Запущена и даёт сверхположительные результаты Национальная программа ликвидации неграмотности. Заметно улучшилось медицинское обслуживание и питание студентов общественных учебных учреждениях.
Государство проводит реалистичную и социально ориентированную жилищную политику. Если низшие ставки за дорогостоящее жильё при Р. Корреа были подняты примерно в 2 раза, то с 2011 г. уже свыше 200 тысяч семей получили около 750 миллионов американских долларов «домашних инвестиций» на улучшение условий проживания. Вообще власть активно реализует разнообразные широкие программы микрокредитования, в частности, направленные на создание новых рабочих мест. За последние пять лет на это выделено около 300 млн долларов. Ставка на микрокредиты более чем приемлемая; она составляет 5% годовых.
Борьба за занятость и против бедности заставила кабинет Корреа ограничить выплаты процентов по внешним долгам. Эта тема очень болезненная для эквадорского общества, но до Р. Корреа в среднем выплаты по иностранным долгам составляли 6-7% ВВП в год, ныне речь идёт о цифре в 2-3%. Одновременно власти очень активно реализуют программы экологической политики, направленные в защиту экосистем, качества продуктов питания, лесов, традиционных мест обитания индейских народов и природных заповедников, типа всемирно известных Галапагосских островов правительство финансирует строительство новых гидроэлектростанций.
Население в целом довольно приведением в порядок и упрощением налоговой системы. Налог на НДС был снижен с 21% до 10%. В последние годы в Эквадоре сформировалась целостная и более справедливая, чем ранее, система социальной безопасности для всех. Повысилась минимальная зарплата и большая часть пенсий. Огромные усилия предпринимались властями в последние годы и для расширения социально-экономических возможностей и гражданских прав инвалидов. И здесь основная заслуга принадлежит вице-президенту Ленину Морено. Этот 59-летний политик, сам являющийся парализованным, неустанно борется за совершенствование прав и возможностей лиц с ограниченными физическими возможностями. Именно за эту борьбу Ленин Морено был выдвинут в 2012 г. на Нобелевскую премию мира…
Вполне эффективной можно назвать и внешнюю политику Эквадора последних дет. В отличие от Уго Чавеса, Рафаэль Корреа гораздо менее склонен к идеологизации международной политики своей страны, но в то же время Эквадор совершенно явственно проводит политику национальных интересов в жизнь. Участие в Боливарианской альтернативе и в общем южноамериканском интеграционном процессе дало эквадорской экономике новые конкурентоспособные преимущества. Несмотря на то, что финансовая система Эквадора по-прежнему долларизирована, отношения с Вашингтоном при Корреа перестали развиваться по схеме «патрон-клиент». Смелое решение эквадорского президента, несмотря на давление Вашингтона и Лондона предоставить прибежище основателю сети «Викликс» Джулиану Ассанджу, является неумолимым свидетельством свободолюбивого внешнеполитического курса Р. Корреа. По множеству актуальных мирополитических проблем (палестино-израильское противостояние, ситуация вокруг Сирии и т. д.) эквадорская дипломатия занимает антиимпериалистические позиции. Сам Р. Корее не раз правильно говорил, что «революционный процесс означает и серьёзные изменения во внешнеполитической области». Заметно укрепились разнообразные экономические и политические отношения Эквадора с КНР. В 2010-2012 гг. общий объём китайских кредитов составил порядка 5 млрд долларов. До прихода Корреа к власти основным покупателем эквадорской нефти были Соединённые Штаты; сейчас около половины идущей на экспорт нефти уходит в Китай.
Победа Рафаэля и Ленина 17 февраля была предопределена ещё до самих выборов, это понимали и соперники. Поэтому и выдвинутые оппозицией кандидаты - экс-президент Лучио Гутереш (правопопулистская Партия патриотического общества), потерявший в 2005 г. власть после массовых народных волнений, праволиберальный политик и бизнесмен Гийермо Лассо, представлявший новую партию «Создаваемые возможности», миллионер и правый популист Альваро Набоа, кандидат от «Пачакутика» и оппозиционного властям Координационного комитета левых сил Алберто Акоста, равно как и другие 3 оппозиционных кандидата, не могли всерьёз рассчитывать на успех в завершившейся избирательной кампании. Достаточно сказать, что финишировавший вторым Г. Лассо отстал от победителя почти в два с половиной раза! Ну а выступивший с «левой оппозицией» А. Акоста набрал в итоге всего лишь чуть более 3% голосов…
Произнося речь с балкона президентского дворца после оглашения предварительных результатов голосования, Р. Корреа не смог сдержать слёз. Левый президент, обращаясь к своим многочисленным сторонникам, заявил: «Ничего для нас, всё для других!.. Никто не остановит гражданскую революцию!» И в самом деле, убедительная победа Корреа и PAIS, одержанная буквально во всех провинциях, в городских и сельских зонах, демонстрирует, что гражданская революция в Эквадоре продолжается.