redshift_com: Позитивно о советской фантастике.
Позитивно о советской фантастике. Оригинал взят у i_ddragon в Позитивно о советской фантастике. В западной фантастике стоит негласный запрет на апгрейды на уровне всей человеческой расы, а в СССР наоборот чуть ли не обязательным было показать насколько люди будущего будут более совершенны людей современных...Отдельно хочу заметить про западный трансгуманизм: он как правило прямо противоположен по духу, и возвышает "избранных" - главного героя, супергероев/суперзлодеев, "людей икс" и т.д. Попытки дать суперспособности всей человеческой расе сразу - то, чем обычно занимаются суперзлодеи в западной культуре.
Недавно пересматривал "Марью-Искусницу" 1959 года выпуска. Отличное детское кино. Не болеть за отставного солдата и разыскивающего маму пацана невозможно. Даже в мыслях не было болеть за Водокрута (кстати, Хагрид из "Гарри Поттера" с него списан визуально), или за Ягупопа из "Королевства Кривых Зеркал". И это несмотря на то что они куда интереснее и человечнее одномерных злодеев западной культуры в духе "ха-ха-ха, я уничтожу мир!"
Всё-таки те кто говорят о превосходстве западной культуры - сильно лукавят. Западная коммерческая культура "превосходит" советскую как сочный гамбургер "превосходит" курицу с рисом. Голливуд, Дисней - это как конфеты. Если дать выбор, дети будут жрать конфеты, а не кашу, но в результате вырастут гнилозубыми жирдяями, и потом всё равно переключатся на кашу как поумнеют.
Мультики типа "Ивашки из Дворца Пионеров" можно пересматривать вечно, а черепашки-ниндзя надоедают после первого же просмотра, как только вау-эффект от первого впечатления оседает. Да, дизайн и общее качество у коммерческой культуры выше, но начинка пустая - ни уму, ни сердцу. И как будет показано ниже, одно другому не мешает, и в принципе возможно создавать здоровую культуру хорошего качества.
Вот семь основных аргументов в пользу советской культуры:
1. Нет героев. Одна из самых противных черт западной культуры - архетип (супер)героя. Эдакий совершенный идеальный сверхчеловек, который выше всех остальных и всех спасает. По факту это тупой напыщенный павлин, против которого хочется болеть из принципа. А вот западные злодеи обычно более противоречивы и человечны, поэтому за них хочется болеть. В советской культуре такого нет. СССР ненавидел саму идею сверхчеловека, и восхвалял обычных людей - как в плане персонажей, так и в плане целевой аудитории. Быть старым, бедным, некрасивым, обычным - нормально. Важно не кто ты есть, а какой выбор ты делаешь. За таких обычных людей болеть очень просто и приятно, они не вызывают рефлекторного отторжения.
2. Нерды. Ещё одна омерзительная черта западной культуры - восхваление тупых мышц. Впереди всегда "крутой ковбой" - тупой как пробка, но способный набить морду всем окружающим и перестрелять всех из бластера. Интеллектуал у него на побегушках - помогает по сюжету, и смешит аудиторию своей нелепостью. Учёный на звездолёте прислуживает капитану, а в капитаны набирают алкашей-ковбоев из ближайшей пивной. В советских фильмах и мультиках всё с точностью наоборот. Самый умный всегда за главного, и побеждает врагов силой человеческого разума. Вспомним Виктора Середу из "Москва - Кассиопея" - очкарик-школьник разработал проект звездолёта, и сам же стал его капитаном. В западной культуре он бы прислуживал какому-то амбалу с бутылкой виски и кольтом. В советской фантастике грязного ковбоя бы не пустили к звездолёту на пушечный выстрел. В общем, советская культура пропагандировала нердов (очкариков, ботанов, задротов). Но не гиков - выделяться из общества было не принято. Западная культура делает всё наоборот - в тех редких случаях, если ей нужно показать нерда позитивным героем, она маскирует его под гика, как в фильме "Хакеры" (что, конечно, неплохо, но нечестно). Причина обилия ботанов в советских фильмах и мультиках понятна - в СССР был официальный атеизм, но не в плане "танцев в церкви", а в плане "наука рулит". Герои-очкарики одновременно пропагандировали советскую идеологию (торжество разума над суевериями) и завлекали молодёжь в научно-технические институты (что полезно для оборонки и космоса).
3. Позитивный феминизм. Советская культура, будучи левой по сути, была очень феминистичной, пожалуй даже излишне. Но не в западном смысле слова. СССР пропагандировал образ женщины-матери и женщины-гражданина, а не девушки-бунтарки. То есть идеалом советской женщины была Эллен Рипли, а не Пусси Райот. Женские персонажи реалистичны, человечны, компетентны, симпатичны зрителю и как правило характеризуются не гендером, а профессией (учитель, инженер, снайпер, врач, пилот звездолёта и т.д.). Вместо борьбы с мужскими ценностями СССР продвигал эти ценности как универсальные. Отсюда и обвинения в адрес СССР: от женщин - что коммунисты их "припахали", "погнали к станку", и от мужчин - что они "развели феминизм и бабократию". Но в конечном итоге надо понимать, что единственный способ победить негативный феминизм - предложить позитивный феминизм. "Не можешь победить - возглавь". В этом плане советский феминизм - хорошая альтернатива вечной "войне полов".
4. Наличие идеи. Вся советская культура - это пропаганда. "Искусство ради искусства" и тем более "искусство ради бабла" считалось буржуазным пережитком. В результате вместо случайного набора событий, который должен развлечь зрителя взрывами пока не истечёт хронометраж, мы имеем попытку развернуть некий мессидж, идею. Истории были притчами, или размышлениями о неких идеях. Сюжет развивался по внутренней логике этих идей, а не по авторской прихоти. Даже если идея была простой ("космос - это круто", "надо быть честным и добрым" и т.д.), всё равно это делало сюжет и персонажей куда более близкими, потому что вместо набора бессмысленных случайностей мы имели чёткую и понятную внутреннюю логику. Хороший пример - советский и диснеевский мультики про Маугли: в советском рассказывается как мальчик становится мужчиной, а в диснеевском - просто набор рандомных бессмысленных событий без какой-либо внутренней логики и итога. Даже самые лучшие продукты западной культуры типа "Нейроманта" (Гибсон) и "Пламени над Бездной" (Виндж) меня шокировали этим отсутствием логической завершённости: "эй, ребята, книжка вроде отпад, но про что вы вообще, что вы хотели мне сказать?"
5. Идеализм. Советская культура лидирует по чернушным депрессивным фильмам и мультикам, но они не были циничными. Советские версии западных дистопий как правило были мрачнее, и делали негативную концовку даже если в оригинале был хэппи-энд. Но это было просто обратной логикой утопизма. Дистопии были "анти-утопиями", "романами-предупреждениями". Они толкали утопический мессидж по логике "от противного". В них не было попыток деморализовать или развлечь чернухой, только предупредить и предостеречь. Иногда они подавались в одном пакете с утопиями, как в случае романа Ивана Ефремова "Час Быка". Мол, есть правильный путь, а есть неправильный, и надо выбирать правильный. Советская доктрина утверждала, что люди в сущности - хорошие и добрые, и что в конце концов превзойдут животное начало, построят царство разума и восторжествуют над всем, что вселенная против них выставит. Ум, храбрость, честность, сострадание, дружба, альтруизм и прочие позитивные качества - абсолютные ценности, они не обсуждаются.
6. Антисистемность. Советский идеализм по форме похож на постылое западное супергеройство, но по направлению действия радикально от него отличается. Западные супергерои - это напыщенные привилегированные павлины, которые сидя наверху поучают тех кто стоит ниже их "правильному пути". А советская культура - как раз о тех простых людях, которые внизу, и которым надоело терпеть произвол верхов. Будучи революционным государством, СССР пропагандировал революционные ценности. Классический советский герой - повстанец: он идёт в волшебное царство, вымышленную страну, иную планету - и делает там революцию против статус-кво. То есть по западным меркам он не герой, а злодей. Это делает его симпатичным по тем же причинам, по которым западные злодеи симпатичны.
7. Космизм. СССР активно пропагандировал космизм, причём весьма специфический вариант оного - гипер-оптимистичный, ультра-позитивистский. Официальная советская доктрина: ни одна раса не превзойдёт человека, человек (в его будущей улучшенной форме) всегда будет наверху вселенной, выше "богов", инопланетян и машин. Западный подход к теме (восстание машин, злобные пришельцы и т.д.) считался формой анти-интеллектуализма ("наука - это плохо") и пораженчества ("люди проиграют"), то есть "буржуазным декадансом". Это ограничивало художественную фантазию (например, форсилась гуманоидная форма пришельцев в качестве "высшего типа", а космоопера считалась нереалистичным и дегенеративным дрочем на феодализм), но в этом не было биоконсерватизма - люди будущего обладали почти обязательными трансчеловеческими апгрейдами типа суперсилы, телепатии, телекинеза, регенерации, сверхдлинного срока жизни и т.д. В западной фантастике стоит негласный запрет на апгрейды на уровне всей человеческой расы, а в СССР наоборот чуть ли не обязательным было показать насколько люди будущего будут более совершенны людей современных. Конечно, СССР продвигал очень самонадеянную форму космизма, в духе "наша раса победит", и советский культ гуманоидного тела в наши дни выглядит несерьёзно, но под ним спрятана глубокая и правильная мысль - программирование людей на победу. Отдельно хочу заметить про западный трансгуманизм: он как правило прямо противоположен по духу, и возвышает "избранных" - главного героя, супергероев/суперзлодеев, "людей икс" и т.д. Попытки дать суперспособности всей человеческой расе сразу - то, чем обычно занимаются суперзлодеи в западной культуре.
Вот как-то так.
Отдельно замечу, что те продукты западной культуры, которые соответствовали этим принципам, в СССР активно пропагандировались. Например, в СССР по ТВ крутили "WarGames": простой нерд из народа против военной паранойи и ужаса ядерной войны.
Также в СССР по ТВ крутили офигенный мультсериал "Captain Planet", где сам "капитан Планета" был чисто для финального шоу (развлекаловка для эффектного триумфа, чтобы зрители не заскучали), а сам мультик был про детей из разных стран, которые борятся с корпоративной жадностью и экологическим загрязнением. Тут нет западного супергеройства, когда в жизни человек - один, а надев волшебное кольцо превращается в свою противоположность. Здесь дети что с кольцами, что без колец, что с нерабочими кольцами (они отключаются при вызове "капитана Планета") - всё равно "планетчики", т.е. активисты левого движения. При этом мульт пропагандировал идею, что не только герои мультика, но и зрители - тоже "планетчики", и что любой мальчуган мог "встать в строй" и "помочь общему делу", пусть даже такой ерундой как бросание мусора исключительно в урну.
Суммируя, могу сказать вот что.
При всех минусах советской плановой экономики и советского унылого быта, советская культура абсолютно превосходит и западную (монетизация вырождения), и протестно-антисистемную (пропитанный низким серотонином визг крысы, которой прищемили хвост). СССР - это культура здорового общества. При этом она абсолютно совместима с правыми ценностями, т.к. за всеми этими "шмайсерами и газенвагенами" прячется тоска по белой утопии, которой СССР, конечно, не был, но которой очень хотел быть. Конечно, если ты уже живёшь в этой утопии, то тебя наоборот тянет на хардкор, но СССР как раз и показывает, что позитивные ценности могут быть революционными, направленными на изменение мира.
То есть правые - за СССР, потому что это белый социалистический империум.
Цветные - за СССР, потому что СССР - против ЗОГа, за простой народ.
Трансгуманисты - за СССР, потому что русский космизм и ретрофутуризм.
Даже либералы (настоящие, западные) - за СССР, т.к. считают его пусть и выродившимся, но левым обществом.
Единственные, кто против СССР - это те, кто конкретно против русских, и антикоммунизмом маскирует русофобию. Но зачем нам эта публика? Она против русских в любой форме.
При этом СССР уже не вернётся, и вся критика против СССР бессмысленна, т.к. никто не собирается СССР возвращать, СССР - это просто маркер вкусовых предпочтений. Спор ведь идёт не о социализме и плановой экономике, а о стиле, культуре и ценностях.
Можно долго спорить о потенциально опасных перегибах в советской культуре: англофилия, избыточный феминизм, излишне оптимистичный взгляд на человеческую природу и т.д. Но альтернативного источника позитивной культуры просто нет. СССР был верхом оптимистического прогрессивного утопизма человеческой расы.
Сейчас, когда человечество гниёт в утробе ЗОГа, есть два подхода: либо абсолютный цинизм и ненависть, либо абсолютный оптимизм и любовь. Но это две стороны одной медали. И нам надо освоить обе этих стороны. Как у ЮДП были и сияющее будущее "Звёздной Мести", и кровавый тупик "Бойни".
(Конец репоста)
Вообще - безотносительно СССР - фантастам, которые пишут фантастику так, чтобы она хотя бы частично соответствовало бы перечисленным выше семи пунктам - и так чтобы она не была привязанна к ныне отжившему своё Союзу - надо ставить памятники при жизни из золота.
Замечу кстати, что "Пирамидальный Мир" Филиппа Хосе Фармера немного выбивается из этой закономерности - там позитивный персонаж Джадавин - властелин Многоярусной планеты - апгрейдит всех своих подданых так, чтобы они могли жить до 1000 лет. В то время как отрицательный персонаж - тайный властелин Земли Рыжий Орк - наоборот, сознательно удерживает людей от апгрейда. Впрочем, по-началу в целом жестокий и циничный - и добрый лишь на фоне других властелинов - тот самый Джадавин устраивает жестокие эксперименты над своими поддаными. А потом, раздобрев, наоборот отказывается создавать трансхуманов для заселения Луны - мол потому, что это бесчеловечно. Так что попсовый гуманизм проник даже сюда. К тому же Джадавин ещё оказывается не любитель хай-тека - себе любимому во Дворце он конечно же в высокотехнических удобствах не отказывает, но своим подданым развивать культуру и технику выше уровня средних веков запрещает.
Также для равновесия добавлю ссылки (1, 2, копия в ЖЖ) на критические посты Будьона о советской фантастике. Примечательно, что в критикуемых произведениях нарушается пункт 1 - запрет на супергероев - видать, от этого непослушное бессознательное само тянется сравнить мерисьюшных Алис и Электроников с кое-какой наиболее политкорректной не то этнической, не то социальной группой.