1 февраля 2015 года исполнилось 92 года Ивану Антоновичу Леонову

Feb 14, 2015 19:07

Оригинал взят у alex_dragon в 1 февраля 2015 года исполнилось 92 года Ивану Антоновичу Леонову
Все помнят подвиг Маресьева. А он был не единственным - оказывается, был лётчик, летавший без руки. И так вот бывает.

Всё-таки удивительные люди, удивительное время! На фоне нынешней трескотни и мелочной суетности их величие выглядит неправдоподобным и легендарным, даже и не верится, что так было. А ведь было!

[Spoiler (click to open)]Оригинал взят у nashenasledie в 1 февраля 2015 года исполнилось 92 года Ивану Антоновичу Леонову
Иван Леонов - единственный в мире летчик (занесен в Книгу рекордов Гиннесса), в годы Великой Отечественной войны летавший на боевом самолете без одной руки. В 1943 году, при выполнении воздушной разведки и фотосъёмки расположения войск противника недалеко от города Орёл самолёт лейтенанта И.А.Леонова был сбит, а сам пилот получил тяжелейшее ранение: вражеский снаряд раздробил ему плечевой сустав. Леонову было 20 лет. Военные медики спасли отважному лётчику жизнь, но левую руку, плечевой сустав и лопатку пришлось ампутировать… Молодой офицер сумел при личной встрече убедить командующего 1-й воздушной армией М. М. Громова в порядке исключения оставить его на летной работе. Пилотируя "небесный тихоход" По-2 И.А.Леонов стал выполнять боевые задачи в качестве лётчика 33-й эскадрильи связи 1-й Воздушной армии: он вёл разведку, доставлял приказы, летал во вражеский тыл с грузами для партизан, совершив еще 110 боевых вылетов…


Роковое 15 июля 1943-го

С раннего утра Леонов совершил пять боевых вылетов. День шел к исходу, и летчик приказал механику готовить самолет на завтра, а сам прилег неподалеку на травке. И вдруг - приказ: определить, сколько вражеских эшелонов скопилось на линии Орел - Поныри. Рассказывает Иван Леонов: «Задание уже было выполнено, фотосъемка произведена, пора было возвращаться домой. И тут вдруг справа по курсу прошли два вражеских истребителя «Фокке-Вульф-190». Разведчику не следовало бы вступать с ними в бой, но как было удержаться от соблазна атаковать их? Решено - сделано. После первого залпа моих пушек один «Фоккер» загорелся. А дальше… Со стороны небольшого облачка неожиданно выскочила четверка «Фоккеров». Уходя от прицельного огня, я бросал самолет из стороны в сторону, как щепку. И вдруг почувствовал - левое плечо занемело, а рука безжизненно свалилась с сектора газа, плетью повиснув вдоль сиденья. Первая мысль, промелькнувшая в голове: «Все! Отлетался!»

В полевом санбате ему ампутировали руку вместе с лопаткой, а затем вывезли в тыловой госпиталь. Состояние ухудшалось с каждым днем, и Ивана Леонова, находящегося между жизнью и смертью, друзья-летчики решили переправить в Центральный летный госпиталь. Приехали, начальника госпиталя не нашли, тогда сами погрузили Ивана на носилки и увезли.

Командующий 1-й воздушной армией генерал-полковник Михаил Громов, совершивший в свое время перелет через Северный полюс в Америку, слыл рисковым человеком. К нему-то и решил обратиться Леонов после выписки из госпиталя за разрешением снова летать. Продумал все до мелочей. На самолетах тех времен левая рука выполняла только одну функцию: работала с рычагом газа. Рассказывает И. Леонов: «Сначала я решил перенести эту функцию на ногу, сделать педаль, как в машине. Не получилось. Расстроился страшно. И вдруг меня осенило: ведь можно плечом дергать! Отыскал кусок алюминия, сделал наплечник, чтоб доставал до рычага, с захватом на конце. Захват защелкивался на рычаге, и я плечом поддавал или сбрасывал газ».

Наверное, потому, что сам был «до мозга костей» летчиком, Громов понял двадцатилетнего паренька, поверил в него и разрешил вернуться в строй. Однорукий летчик участвовал в освобождении Орши, Минска, Бобруйска, Лиды. Войну закончил под Кенигсбергом. Много позже в своих мемуарах «На земле и в небе» Михаил Михайлович Громов напишет: «На Западном фронте я познакомился с удивительнейшим человеком, грезившим авиацией. Паренек из небольшой деревушки, затерявшейся в лесу, совершил во время войны подвиг, равного которому нет в мире. Если страсть и увлеченность присущи человеку с большим характером, он преодолевает все преграды, стоящие на его пути… Именно таков Иван Антонович Леонов».

В 1995 году Борис Ельцин подписал указ о награждении Леонова званием Героя России. Прошло совсем немного времени, и на праздновании 50-летия Победы в Центральном доме Советской армии к новоиспеченному Герою подошел бывший однополчанин, командир дивизии: «Леонов, ты чего звезду России приколол? Я ж сам подписывал ходатайство о присвоении тебе звания Героя Советского Союза».

В архиве документы нашлись моментально. А в них черным по белому: «Награда не вручена в связи со смертью Леонова Ивана Антоновича в госпитале 2683». А получилось вот что: никто из персонала полевого госпиталя не знал, что друзья самовольно переправили Леонова в летный госпиталь. И когда медсестра зашла в палату и увидела пустую койку, то решила, что молодого летчика увезли в морг…

Теперь на одном кителе Ивана Антоновича красуется звезда Героя Советского Союза, а на другом - звезда Героя России.

С женой Ниной Леонов породнился еще до знакомства. В госпитале во время операции, вытаскивая осколки (кстати, 15 осколков до сих пор сидят в теле Леонова), случайно задели вену: стала хлестать кровь. Хирург обратился к медсестрам: «Девочки, срочно нужно делать переливание». Мгновенно откликнулась самая молоденькая медсестра Ниночка Фролова: «У меня первая группа!» Через несколько дней врач представил Ивану симпатичную медсестру: «Знакомься, вот твоя спасительница». В следующем году супруги, 59 лет прожившие душа в душу и воспитавшие семерых детей, отметят бриллиантовую свадьбу.

Сам 13-й ребенок, Иван Антонович мечтал о том, чтобы и в его семье было не меньше 13 ребятишек. Немного недотянул. Рассказывает Иван Леонов: «Двоих своих родили, а пятерых усыновили. После войны я окончил Минский педагогический институт, работал директором детского дома. Жена устроилась туда же медсестрой. Дети прибывали очень слабые, больные, с различными физическими отклонениями. Первой Нина пятилетнюю девочку привела: просто подкормить, помыть, приласкать… Несколько дней прошло, глядь, а Неля ее уже мамой называет. Через месяц говорю жене: ну что, давай отведу ее? Она: ой, подожди, пусть еще денек-два поживет. Проходит еще неделя. А может, оставим? Ну давай оставим, говорю. Вот так пятерых и оставили. Фамилии только им не меняли: вдруг кто-нибудь из родственников искать бы стал».

Несмотря на свой возраст, ветеран по-прежнему в строю: Леонов - член совета городов-героев стран СНГ, член совета Героев Советского Союза и России. Не так давно он самоучкой обучился играть на баяне и пианино, вместе с внучкой изучает английский язык, а еще пишет стихи:

Кто придумал судить о возрасте по числу промелькнувших лет?
Ну а если ты полон бодрости, еще любишь ты целый свет?
Если мир твой рисован красками, где отсутствует серый цвет,
Если ты не скудеешь ласками и мечтателен, как поэт?

Если ты отвергаешь пошлое и тебя не влечет покой.
Если с грустью не смотришь в прошлое, значит, ты еще молодой!
Нет, не стоит судить о возрасте по числу набежавших лет.
Если ты еще полон бодрости, значит, старости места нет!!!

Летом 1999 года на авиационном празднике, посвященном 10-летию Тульского вертолётного полка, И. А. Леонов вновь поднялся в небо на спортивном самолете «Як-52» в качестве второго пилота.


«Всей своей жизнью я доказал, что я не инвалид, а полноценный человек. Но, когда я вижу инвалида, такого же, как я, мне невольно хочется ему помочь. А вот я не помню случая, чтобы мне кто-то хотел помочь. Жестокая оценка? Может быть. Но самое страшное, что люди становятся с каждым годом злее и более жестокими по отношению друг к другу. Кто виновен? Может, жизнь? Может, власть? Нет, ни то, ни другое. Загнивает в целом общество. Люди считают доброту постыдной человеческой слабостью и даже неполноценностью. Поэтому человечество держится пока не на любви, а на ненависти. Чем больше я открывал себе свой русский народ, тем больше становился в тупик: кого же больше - хороших или плохих? Плохих вроде меньше, но они заметнее. Видимо, потому, что хорошие люди терпеливее плохих, а этим плохие умело пользуются в своих корыстных целях. И вот еще, о чем не могу не сказать. Веселой старости не бывает, как не бывает приятной смерти. Большинство людей умирают недовольными прожитой жизнью, а почему? Да потому, что жизнь настолько коротка, что человек не успевает исправить допущенные ошибки. В среднем человек живет 70 лет, из которых 25 лет он спит, минус «детство» (до 15-16 лет), в этом возрасте человек не созидает, а учится. А с 60 до 70 к человеку относятся скорее снисходительно, чем с уважением. Но к этому времени человек приобрел максимум знаний, умений, а приспособить их в дело не успевает. Вот и выходит, что человек живет мыслящим и полезным очень мало. А счастливых людей, кроме дураков, почти нет, ибо жизнь замешена на несправедливости, а это убивает человека раньше отведенного природой времени».

Владимир Кириллов
(АиФ «Долгожитель», 20.02.2003)

Из воспоминаний командующего 1-й воздушной армией Михаила Михайловича Громова "На земле и в небе":

На Западном фронте я познакомился ещё с одним удивительным человеком - И.А.Леоновым, грезившим авиацией и просто не мыслящим себя не лётчиком. Паренёк из Орловской области, из небольшой деревушки, затерянной в лесу, совершил во время войны подвиг, равного которому нет в мире. Если страсть и увлечённость присущи человеку с большим характером, он преодолевает все преграды, стоящие на пути к осуществлению его мечты. Именно таков Иван Антонович Леонов. Он пришёл ко мне на приём во фронтовой штаб 1-й воздушной армии после тяжёлого ранения, результатом которого была ампутация до плеча левой руки. Пришёл просить разрешения на полёты (это - без руки-то!), хотя был, естественно, признан негодным к лётной работе вообще. Но у молодого лейтенанта была такая мольба выслушать его и помочь ему, что я помог ему, хорошо понимая, что такова психология настоящего лётчика - он не может, пока живёт на земле, отказаться от мечты снова подняться в воздух. Тем более в то время, во время войны, когда все стремились внести свой посильный вклад в дело разгрома фашизма. Я спросил его, как он мыслит себе управление рычагом газа на самолёте без руки. Он очень основательно объяснил мне, что придумал специальное приспособление - дюралевый протез на левое плечо. Достаточно было небольшого движения плеча, и протез перемещал рычаг управления газом на необходимую величину. Так Леонов решил трудную проблему управления самолётом лётчиком с одной рукой.

Леонов летал на По-2 в эскадрильи связи 1-й воздушной армии. Летал хорошо, выполнял все задания, как ни сложны они были. Получил ещё одно боевое ранение (в ногу), но вновь вернулся в строй.

Вот что значит настоящий герой, настоящий лётчик и мужчина. После войны мы встречались много раз. Он приезжал в Москву из Тулы, где сейчас живёт. И всегда он производит впечатление основательного, с большим сердцем Человека. Поразительна и его послевоенная биография. Не всякий здоровый человек возьмёт на себя обязанность быть отцом большого семейства. А Иван Антонович усыновил четверых детей, да и своих у него двое. И работу искал не полегче, а потруднее - и опять связанную с детьми, с молодёжью. Молодец! Я восхищаюсь его умением и стремлением преодолевать самое трудное в жизни, быть победителем.

Журналист «Российской Газеты» Василий Карпий 6 мая 2005 г. брал у Ивана Антоновича интервью в номер, посвященный Празднику Победы, а потом рассказывал:
…пока ехал из Тулы в Москву, все думал. Как ему с Ниной Васильевной удалось воспитать не только своих родных двух дочерей, но еще и пятерых сирот, которых они усыновили? Как, работая директором в трех детских домах, он с коллективами учителей сумел дать путевку в жизнь более чем 15 тысячам ребят, отцы которых погибли в войне? Как с одной рукой умудрился занимать призовые места в первенстве области и России по мотокроссу, на комбайне СК-4 убирать по 30-40 гектаров пшеницы за смену, водить все марки автомобилей? Как не сломался, не дрогнул? Одним словом, победитель.

источник

image Click to view



image Click to view




герой, история, личности, ссср, великая отечественная

Previous post Next post
Up