Виртуализация и клаудизация информационной системы предприятия не увеличивает и не уменьшает риски. Она их
перераспределяет. От собственных кадров - в сторону провайдера и его персонала. От ТК - к SLA и NDA.
Итоговое изменение рисков будет зависеть от того, какой из этих субъектов более лоялен и более законопослушен.
А в той стране, где лояльность и законопослушность - суть взаимно противоречивые характеристики, величина риска перестаёт быть рациональным числом и выходит в область мнимых комплексных величин.
Не удивительно, что виртуализация наряду с аутсорсингом столь популярна в тех местностях, где развиты механизмы гражданской ответственности. Там с юрлица (провайдера) обычно спросить и получить проще, чем с физлица (работника). Особенно когда этот работник - член профсоюза, какого-нибудь расового меньшинства и прочих социальных гарантий.
При слабости правовых институтов приходится рассчитывать не на закон, а на что-нибудь другое. А оно настоятельно требует физической близости досягаемости. То есть расположения работника - в офисе, а датацентра - в радиусе действия людей в чёрных масках.
Всё-таки закон - самый "дальнобойный" инструмент управления рисками.