Автодидакты наступают

Nov 16, 2013 22:17

Самообразование во все века было возможно: читай книжки, сам ищи информацию, сам проверяй свои знания. Но этим путём шли считанные единицы. Подавляющее большинство получает знания при помощи преподавателей, в интерактивном режиме. Это означает, что затраты на обучение чуть менее чем пропорциональны количеству учеников. И так было всегда - со времён ( Read more... )

футурология, обучение, авторское право

Leave a comment

jan_y November 17 2013, 14:35:51 UTC
• если в далёком прошлом (на заре цивилизации) через технико-технологически неизменный мир проходило множество поколений,
• то в настоящее время на протяжении жизни одного поколения людей успевают сменить друг друга несколько поколений разнородной техники и технологий.

При этом каждое новое поколение техники и технологий создаются на основе новых знаний как фундаментальных, так и прикладных, по какой причине для того, чтобы быть успешным в профессии (со всеми сопутствующими профессиональному успеху социальными обстоятельствами), - человек в наши дни должен на протяжении всей своей жизни вырабатывать и осваивать новые знания и навыки. В отличие от современности, в прошлые времена (ещё в XIX веке) в большинстве отраслей деятельности единожды освоенных знаний и навыков хватало на то, чтобы кормиться на их основе всю жизнь.

Соответственно этой особенности жизни общества в прошлом школа была ориентирована на то, чтобы однократно «загрузить» в психику человека те или иные определённые знания и алгоритмику осуществления тех или иных навыков, необходимые ему для предстоящей взрослой жизни в практически неизменной технико-технологической культуре. На этой же основе - степени освоения тех или иных определённых знаний и навыков, ставших традиционными и потому предлагаемых в программах образования, - строилась и система оценок успеваемости.

Сопутствующим эффектом такого характера образования является неумение большинства чувствовать Жизнь и быть внимательным к происходящему, неумение думать.

В настоящее время и в обозримой перспективе многие знания и навыки, которые сейчас представляются актуальными, неизбежно устареют уже к моменту завершения образования, и владение ими перестанет быть жизненно значимым. Это означает, что:
Сложившаяся в прошлом и унаследованная нами система образования всех уровней зашла в тупик потому, что в случае её сохранения на будущее от неё требуется, чтобы она:
• уже сегодня давала обучаемым те знания и навыки,
• которые ещё только будут выработаны «завтра»
• и на основе которых обучаемым предстоит работать по завершении образования «послезавтра».

Reply

reeders November 17 2013, 14:55:53 UTC
вы описали какое то прекрасное будущее. :)
я конечно инженер хреновый, но за последние 15 лет ничего _особо_ нового по сравнению с тем чему меня учили в институте не видел.
да, конечно, был например пущен в быт ГМЭ ( он мне наиболее симпатичен и многие другие: http://old.computerra.ru/storage/258431/)
но идеологически принципиальных изменений в инженерии нет. уметь считать и знать физику всё так же надо.

Reply

infowatch November 18 2013, 01:43:27 UTC
Ну, чтобы не перегибать, скажем так. Процент школьных знаний, которые устаревают на протяжении карьеры, несколько возрос - примерно от 0,1% до 10%.

Чтоб компенсировать это, в учебную программу вводят курсы, преподающие методику обучения. У нас, например, был курс "Библиография". Сейчас учат пользоваться Гуглом.

Reply

karpion November 23 2013, 20:55:48 UTC
Некоторые школьные знания не устаревают только потому, что вообще не нужны для работы. И таких ненужных знаний - 90%.

Reply

karpion November 23 2013, 20:51:54 UTC
Зачот и респект!

Reply


Leave a comment

Up