Самообразование во все века было возможно: читай книжки, сам ищи информацию, сам проверяй свои знания. Но этим путём шли считанные единицы. Подавляющее большинство получает знания при помощи преподавателей, в интерактивном режиме. Это означает, что затраты на обучение чуть менее чем пропорциональны количеству учеников. И так было всегда - со времён
(
Read more... )
Никогда нельзя будет научить дистанционно хирурга, дизайнера, инженера или юриста. Тем более с использованием бота в качестве учителя. Потому что получение образования ими - это не закладывание в голову каких-то четко описанных знаний, а приобретение того, что в точный словах не сформулировано еще.
Я бы назвал это приобщением к определенной культуре. В широком смысле слова "культура", к некоторому мировоззрению, приобретение каких-то особенностей мышления, которые так вот прямо в двух словах - фиг опишешь.
Вот ваши юридические формулировки - они написаны на русском (ну, слова вроде русские) языке, известном мне. А вот вы сами пишите, что читать эти формулировки и понимать их так, как это принято у юристов, - это мало просто знать русский язык. Это надо долгое время общаться с носителями этой культуры, тогда вырабатывается юридическое понимание.
И так почти везде. Главное, что осуществляет будущий, например, инженер в процессе получения образование - не чтение учебников, и не решение определенного числа задач. Главное - это общение с носителями инженерной культуры, каковая передается и учащемуся.
Так что все эти дистанционные штуки - это очень красиво, но для образования по-видимому непригодно. Увы.
Reply
Reply
Собстенно, конфигурение апача - вполне инженерная деятельность (в сложных случаях).
Хирурга - было бы можно, если бы мы были готовы на то, что в результате его ошибок десяток-другой пациентов помрут или останутся инвалидами.
Дизайнера... А вы где-нибудь видели по-другому обученного дизайнера? По-моему они все такие, без объективного критерия правильности (который вообще-то вполне существует в той области, на заняитя которой они претендуют).
А вот проблему юристов я бы решал на уровне надсистемы. В смысле менял законодательство так, чтобы специально обученные профессионалы в этой области были не нужны.
Reply
Как и в случае с хирургом, если мы готовы пойти на то, что пару десятков раз завод начнет выпускать неработающую хрень. Ну или техногенная ЧС в качестве последствий, если инженер не гайку разрабатывает, а завод строит.
С моей точки зрения, это какие-то очень оторванные от жизни рассуждения. Решения инженеров воплощает в жизнь большой коллектив. Мне трудно представить себе, что они побегут исполнять чертежи человека, квалификация которого, мягко говоря, сомнительна.
Админы с программистами бывают самоучками именно потому, что могут много (и не детсяки, а сотни, если не тысячи раз) проверить БЕЗ БОЛЬШИХ РИСКОВ свои навыки.
"Дизайнера... А вы где-нибудь видели по-другому обученного дизайнера?"
Если честно, я вообще не видел ни одного обученного (хотя бы каким-нибудь способом) дизайнера. Но вроде бы есть ВУЗы и курсы всякие, которые их, как они говорят, готовят. Почему-то обычно лично - говорят, вот это красиво, а это некрасиво, а это красиво, но неудобно. Потихоньку нарабатывается опыт, который позволяет некоторым из них творить что-то не абсолютно тошнотворное. Хотя, на их вкус, возможно, гениальное.
"А вот проблему юристов я бы решал на уровне надсистемы. В смысле менял законодательство так, чтобы специально обученные профессионалы в этой области были не нужны. "
Я бы тоже, только я не знаю, как должна выглядеть такая система. Поэтому пока мир устроен так, что в нем существуют юристы.
----
Прибавим еще для разнообразия
военных, которые должны научиться, помимо прочего дисциплине, способности быстро принимать решения в критических ситуациях, патриотизму, осознанию своего места в обществе и прочему,
поваров, которые должны научиться готовить так, чтобы вкусно было не только им, но сотням/тысячам посетителей,
водителей, рядом с каждым из которых в автошколе сидит инструктор,
спортсменов, которые не учатся броскам дзю-до по книжкам, а почему-то только у тренера,
бухгалтеров, которые имеют дело с правилами, в которых сам черт ногу сломит - я имею ввиду как минимум российских бухгалтеров,
и т.д.
Какое уж тут дистанционное обучение. Ну, а про всякое там общее образование, задача которого - повышать уровень той самой культуры до необходимого (или желательного) минимума я вообще молчу.
Reply
> завод начнет выпускать неработающую хрень.
А так и есть.
Только джля начала им доверяют структуры поменьше.
Reply
Reply
Вы так говорите, как будто в технических ВУЗах чтобы стать инженером не нужно самообразование:)
В большинстве ВУЗов те кто стали инженерами "образовывались" сами, среда только помогает, создает атмосферу. Ситуация, когда программисты ЧПУ выходят из вуза ни разу не запрогрммировав ни один контроллер - обычна.
И работают же. Причем весьма успешно. В конце концов по первой ошибки можно легко исправить после совершения.
А с хирургами тоже самое - годик тренировки на тренажерах и будет не хуже стандартного.
Reply
2. Есть такая штука, суд присяжных. Но вопросы допустимости доказательств, например, профессиональные юристы предпочитают оставлять за собой.
Reply
Это не критерий правильности. Приёмка результата должна быть сравнима по сложности с процессом разработки. В случае с машиной/программой это значит - безотказная работа во всём спектре возможных условий эксплуатации, как правило, за достаточно долгий срок. Это так просто не выяснишь.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Про культуру Вы всё пишете правильно, но по-моему упомянутое Вами "перенимание юридической культуры" прежде всего относится к странам со сложившейся правовой культурой, юридическим образованием и системой образования, где студентов обучают выдающиеся специалисты. В стране с Басманным правосудием, юрфаками в университетах, являющимися отстойниками для некачественного контингента, а также глупыми тётками-преподавателями, хороший юрист выпуститься из университета может только чудом (т.е. опять-таки за счёт самообразования).
Reply
Reply
Reply
*************
Не по учебнику а по учебной программе (ага взято прямо из процесса обучения).
Т.е. подстройку и интерактивность которую раньше выдавал преподаватель сейчас будет выдавать сама программа.
Тем более для стандартных средне-профессиональных программ. Вроде школьных или техникумных.
Университеты будут скорее аналогом онлайн-программ, которые будут брать сообществом, а не программой.
Reply
Leave a comment