Говорят, что преступление проще предупредить, чем потом расследовать и наказывать. Профилактика нужна, говорят. В некоторых странах, где в бюджете достаточно денег, и на профилактику преступлений тоже остаётся. Ею занимаются как правоохранительные органы, так и другие ("несиловые") и даже общественные организации.
Профилактика преступности в Китае.
А что у нас с киберпреступлениями?
Здесь есть одна особенность. Антикриминальная профилактическая работа в Сети может быть сильно автоматизирована и глобально масштабирована.
Первым делом следует (как и в реальном мире) детектировать такие действия, которые обычно предшествуют преступлению, делаются для его подготовки, а также свидетельствуют о криминальных наклонностях человека. Затем на этого человека оказывают воспитательное воздействие.
Кстати, о воздействии. Один мой знакомый Мойша П., который работал по фарцовщикам в 1980-х, шутил, что несовершеннолетних фарцовщиков (т.н. "гамщиков") он отпускает без составления протокола, но с жопой в виде американского флага - на синем фоне красные полосы и белые звёзды. От солдатского ремня. Один из несостоявшихся фарцовщиков потом, в 1990-е его благодарил, что наставил на верный путь: отвратил от уличных валютных операций, малоприбыльных и опасных - подтолкнул к банковским, принёсшим малиновый пиджак и 600-й мерседес.
Вернёмся к профилактике киберпреступности. Детектирование предкриминальных действий и интересов неплохо автоматизируется с использованием антивирусов, поисковых систем, соцсетей и тех же DLP. Воспитательное воздействие тоже может проводить не человек, а робот. Перенаправить пользователя на страничку с разъяснениями его деяний, послать ему грозное сообщение, внести в БД, блокировать аккаунт, прокрутить ролик с криминальной хроникой, даже сообщить родителям - всё это вполне автоматизируемо.
Одинаковое финансирование в виртуальном пространстве охватывает профилактикой гораздо больше людей, чем в реальном мире.