В некоторых российских компаниях пытались наладить систему доносительства коллег друг на друга. Разумеется, неудачно. Хотя в практике уголовного розыска чуть более половины преступлений раскрывается при помощи информации от агентуры. А из преступлений в местах лишения свободы - около 100%. Казалось бы, взаимное доносительство в гражданских предприятиях тоже должно раскрывать хищения и злоупотребления, предотвращать ряд инцидентов и утечек.
Но доносительство ни разу нигде не прижилось. Потому что оказалось неорганичным для русско-советской культурной среды. Работник, может быть, и хотел бы стукнуть на коллегу-откатчика (злоинсайдера, разгильдяя, саботажника, растратчика), но отдаёт себе отчёт, в какой стране живёт. Здесь испокон веков доносчиков не любят, а их жертвам сочувствуют. Эти нелюбовь и сочувствие со стороны коллег
волнуют мало, а вот со стороны начальства и правоохранительных органов (т.е. адресатов доноса) - совершенно отбивают охоту идти в павлики морозовы. При этом на Западе таких проблем не возникает; некоторое общественное осуждение тоже присутствует, но "сверху" донос одобряется и расследуется.
DLP-систему, FPS, IDS и SIEM можно рассматривать как эдаких автодоносчиков. Стучат на всех подозрительных, ничуть не терзаясь угрызениями совести, да при этом ещё и
надёжные доказательсва собирают. То есть, лишены русской ментальности и духовности этических препятствий. Но в какой среде они работают? Разве не в той же самой, что и люди? Кто их "доносы" рассматривает? Разве не те же начальники?
Раскрою вам маленький секрет. Кроме официального слогана
у нашей компании есть и неофициальный: «Я вас всех насквозь вижу!» Он иногда изображается рядом с "зелёным глазом" на наших сувенирах, предназначенных для старых клиентов.
Но видеть/знать - в России не главное.