Распределённый властитель умов

Mar 02, 2013 20:35

Есть мнение, а есть репутация.

Репутация субъекта А в глазах субъекта Б - это мнения иных значимых для Б субъектов, выраженные каким-то образом, доступные для Б и сведённые в единое. В отличии от собственного мнения, репутация - это внешнее по отношению к субъекту. Понятно, что мнение - субъективно, а репутация - объективна, её можно померить.


Репутация существовала всегда и всегда была значимым инструментом общественных отношений. Бывало, она заменяла государственные и деловые институты, такие как голосование или кредитный рейтинг. Ныне благодаря Интернету несколько изменился механизм формирования репутации.

Во времена аграрного уклада репутация распространялась только через личные контакты. При индустриальном укладе и переезде населения в города личное общение ослабилось и было вытеснено средствами массовой информации. Именно тогда, в конце XIX века возникло новое явление - пропаганда. С её помощью репутацию можно было создавать и уничтожать по воле владельцев СМИ, а противопоставить газетам и телевиденью было нечего. В постиндустриальном обществе совершился следующий виток диалектической спирали - межличностное общение поднимается с колен и вытесняет централизованные СМИ. Знаменитое выражение "глобальная деревня" именно это и означает: все друг друга знают как в деревне, хотя живут в мегаполисах.

Репутация снова выпадает из рук владельцев СМИ и становится трудноманипулируемой. Но при этом легкоизмеряемой. Самое главное - мерить репутацию не вообще, а лишь в подмножестве источников, имеющих значение для конкретного субъекта (референтной группе); в идеале - с весовыми коэффициентами.

Наш "Крибрум" и некоторые продукты конкурентов умеют в автоматическом режиме находить и определять мнения о чём-либо, ком-либо. Но пока никто не научился столь же автоматически определять референтную группу для пользователя. Френды в соцсетях и набор RSS-подписок - это слишком грубое приближение. "Читаю" не значит "соглашаюсь", а "соглашаюсь" не значит "уважаю". Совокупность проставленных лайков - уже лучше. Но самый адекватный показатель - это чьим советам человек следует. Предстоит внедрить в соцсетях измеритель референтности, то есть насколько пользователь Б склонен следовать советам, рекомендациям, примерам, одобрениям и осуждениям, исходящим от субъекта А. Эту матрицу коэффициентов можно будет продавать очень выгодно.

футурология, информационная война, интернет-разведка, соцсети, Крибрум

Previous post Next post
Up