Примерно до 2003 года уровень спама в почтовом трафике непрерывно рос. Потом он достиг насыщения и с тех пор держался на уровне 80-85%. Меры-контрмеры, фильтры-мимикрия, ботнеты-иски... А всё равно 80-85%.
И вот сейчас вирусные аналитики впервые уверенно заговорили о тренде на снижение доли спама. Пока не очень большом снижении - до 70% примерно.
Они
утверждают, что снижение это проистекает не из технических мер и не из юридических. А исключительно по экономическим причинам. (Собственно, ваш покорный слуга докладывал об этом ещё в 2004, что действенными могут быть лишь экономические меры, поскольку спам - экономическое явление.) Говорят, что легальные методы интернет-рекламы достигли наконец столь низкой удельной стоимости, что смогли конкурировать со спамом. И от спамеров ушла часть рекламодателей. Та, которая могла уйти. Остались те, кому уходить некуда, ибо на белые рекламные площадки не принимают рекламу незаконных товаров и услуг.
Итак, десять лет упорной
технической войны не сдвинули линию фронта. Введение
антиспамового законодательства не прорвало оборону. Но как только в ход пошло экономическое оружие, враг сразу начал отступать. Напрашивается вывод, что для дальнейшего снижения доли спама в почте следует ослабить требования к содержимому легальной рекламы.
«Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти» (
Рабиндранат Тагор)