У нас тут с журналистами зашёл разговор о следующем годе: как изменится рынок ИБ в 2013-м? Вот что ваш покорный слуга думает об изменениях.
Во времена Адама Смита всё на рынке было просто:
Спрос создаёт предложение
Но затем появилась реклама, пиар, товарные знаки и прочие манипуляторы общественным мнением. И производители стали оказывать влияние в обратном направлении. Со временем - всё большее влияние. К середине XX века отдельные маркетологи договорились даже до противоположной крайности:
Предложение создаёт спрос
Это не соответствует действительности. Хотя производители действительно участвуют в формировании потребностей (особенно когда потребитель - массовый простолюдин), они не могут диктовать потребителю на 100%. Значительная часть потребностей остаётся естественными.
На рынке средств и услуг ИБ кроме естественного спроса большую роль играют нормативные акты. Кое-что защищают не потому, что выгодно, а оттого, что положено. Не только в тоталитарных государствах, но и во вполне рыночных странах. Бывает даже, что обязательные нормы спускаются не с верха, а вырабатываются самой отраслью и затем через СРО навязываются всем остальным.
В результате рыночный закон выглядит так:
Приказ создаёт предложение
Эта новая формула склонна переворачиваться точно так же, как и старая. Если сбыт (т.е. прибыль) зависит от нормативных актов, производитель очень быстро догадывается вложить средства в лоббирование таких актов. И получается, что
Предложение создаёт приказ
А вот здесь уже можно дойти до крайности. Положительная обратная связь легко приводит к тому, что 100% потребностей рынка станут неестественными, то есть не будут обусловлены интересами потребителя, но лишь приказом свыше.
Так вот, главная тенденция в ИБ в 2013 году такова: будет расти доля "административного" спроса и снижаться доля естественного. Следовательно, расчётливые топ-менеджеры перекинут часть бюджета из разработки в лоббирование.