Пришло в голову после занятий с детьми. Все задачи (математические или другие, проблемы, исследования и пр.) можно поделить по признаку трудности и возможности решения на такие классы (курсивные названия категорий - как бы я их назвал):
- Лучше промолчать. Слишком простые, чтобы считать задачами (типа уравнения 3x+2=5).
- Неинтересные. Решение (например, мне) настолько очевидно, что непонятно, как можно не решить. (Многие школьные задачки)
- Легко решаемые. Можно решить полностью, не зная до этого решения. (Простенькие геометрические задачи)
- Решаемые. Если идти в известном направлении, приложив некоторые усилия, задача полностью решается. (найти хотя бы одно натуральное решение уравнения x^3+y^4=z^5).
- На удачу. Многие олимпиадные. Шанс решить в определённый промежуток времени (час, день) зависит от того, натолкнёшься на нужную идею или нет. Однако теории особой не надо изучать.
- Возможные. Многие научные и сложные олимпиадные. Воспользовавшись некоторыми методами (чаще всего приближёнными) с большой вероятностью можно получить какой-то ответ. Точный же ответ (решить до конца задачу, аналитически, строго) может не найтись вообще. Или, по крайней мере, при данном состоянии науки. (К примеру, скорость вытекания жидкости из отверстия в баке, или как поступить в конкретной жизненной ситуации).
- Непонятные. Неизвестно, как получить вообще хоть какой-то ответ. Непонятная категория, возможно субъективная, возможно отнесение после разбирательства к любой другой категории. (из раздела моделирования турбулентности, или выбора партнёра для жизни)
- Неинтересные. Многие глобальные (научные и другие) проблемы. Они настолько сложны для решения, что можно убить на них жизнь и ничего не добиться. Поэтому браться за них нужно, хорошо подумав - есть ли какой-то шанс? хороша ли теоретическая подготовка? не боишься ничего не получить? (Задачи с передового края науки, проблема экологии и мировой энергетики). Решить их сомнительно, однако решившего обязательно ждёт слава и почёт.
- Лучше промолчать. Принципиально нерешаемые проблемы. Либо с доказанной невозможностью решения (полная система аксиом математики), либо с субъективным решением (что такое хорошо? что такое справедливость?), т.е. любое решение которых кого-то обязательно заденет, принесёт вред.
P.S. В силу моей технической направленности, примеры в основном из точных наук.
P.P.S. Из списка видно, что я больше всего люблю 6 тип, хотя часто придумываемые мной задачки оказываются из 7-8 типа. Детям же приходится давать, в основном, 3-5 тип. Иногда 2 чтобы поддержать. Иногда 6, самому интересно просто.
P.P.P.S. Интересно некоторое зацикливание названий категорий :)