Я обещала разобрать схему отношений персонажей саги Дж.Р.Р. Мартина «Песнь льда и пламени» авторства Магдалены Масловской (Magdalena Maslowska, www.hauteslides.com)
Оригинал инфографики
Разбор
К несомненным достоинствам этой схемы можно отнести ее сложность - оригинальная сага состоит из семи томов, количество персонажей огромно, и их отношения весьма сложны.
Другое достоинство - приятная нейтральная цветовая гамма, которая позволяет долго рассматривать инфографику без утомления зрительного аппарата.
Однако у схемы есть ряд недостатков, о которых будет интересно поговорить.
Разделю их на две группы по последствиям, к которым приводит каждый вид: - проблемы выделения смысла и проблемы дизайна. Проблемы смысла не позволяют зрителю составить себе точное, системное и компактное представление визуализированной информации, связей и отношений между сущностями и наличествующих групп и категорий данных.
Проблемы дизайна или мешают правильному и быстрому пониманию графики, или дают неверный контекст.
Проблемы смысла
1. Я вижу самую большую ошибку автора в том, что представители одних и тех же поколений получились на разных уровнях относительно друг друга. Сбор всех представителей одного поколения на горизонтали (generation alignment) дал бы зрителю базовое представление об относительном времени событий, и большинство различных прошлых связей осталось бы таким образом на одном уровне.
Это универсальное правило - сущности одного уровня/категории рекомендуется располагать по линии для удобства прослеживания категориальной связи.
Дифференциацию Север-Юг можно было бы расположить по оси регулировки (таким образом, неплохо бы, следуя традиции картографии, сделать ось вертикальной и идущей сверху вниз).
2. Наследование (см пункт 6 про сетку)
Сюжет саги опирается на правила феодальной системы наследования, это важный элемент повествования, поэтому нюансы и аспекты наследования стоило бы отображать с большим вниманием.
3. Множества выражены некорректно, например, в Малый совет короля в разное время входили разные персонажи. Если схема показывает прошлые связи, прошлые составы тоже стоит показывать. Разные составы советов можно было бы показать диаграммой Венна.
Цветовая дифференциация полей диаграммы могла быть также использована для отображения различных временных отрезков в разновременных связях.
4. Наличие дифференцирующей пиктографики, не отраженной в легенде, не очень хорошо. К тому же эти иконки не приведены к единому стандарту. В целом эта графика не только не помогает полновесно распознать контекст, но и кое-где дает неверные представления о ролях и характерах персонажей.
5. Легенде не хватает структурированности, и это не только смысловая проблема, но еще и проблема дизайна.
Проблемы дизайна
6. Отсутствие сетки сильно затрудняет считывание схемы. Обычная квадратная сетка - решение, лежащее на поверхности, но конкретно для этой схемы можно порекомендовать к использованию треугольную, которая подаст в более выгодном свете генеалогичность элементов схемы (отношения родители-дети).
Как здесь, например (скриншот из аниме "Summer Wars" с массивным использованием визуализации данных и инфографики в сюжете, рекомендую).
7. Считывание также затрудняет то, что между персонажами остается мало пространства. Частично эту проблему может решить иной выбор пиктограмм, см следующий пункт.
8. Неудачный выбор пиктограмм «съел» много пространства схемы, не внося необходимой привлекательности в дизайн. Пиктограммы этого вида используются настолько часто, что уже почти попадают в слепое пятно распознавания, и совершенно не вызывают интереса.
9. Из-за ряда проблем, описанных выше, - отсутствие сетки, невыровненность поколений, малое количество «воздуха», - плохо прослеживаются связи между персонажами, а ведь связи - ключевой элемент этой схемы, давший ей название.
10. Излишне тяжелые линии наследования, контраст которых по отношению к фону можно было бы без потерь сократить вдвое.
Буду также рада прочесть ваши собственные замечания и комментариям к этой инфографике.