Недавно писал очередную статью на один из учительских сайтов. По сути - ничего нового. Немного переработанная в сторону научности статья об инклюзии, которую можно прочесть на этой страничке. Но сайт ее не взял, не объясняя причин. Есть у меня подозрение, что случилось это от некоторой… враждебности официальным образовательным структурам, которая чуть-чуть разлита в тексте ))))
Ответили мне:
«Спасибо за материал. Сожалеем, но в качестве статьи опубликовать его не сможем. Будем готовы рассматривать Ваши последующие тексты, если Вы их пришлете. Еще раз большое спасибо».
Ну и ладно. «Баба с возу», как говорится. Предлагаю вам отрывок, посвященный такой проблеме, как «СДВГ». Есть у меня убеждение, что в стране набирает силу отвергнутая когда-то педология. Это, если кто не в курсе, направление в педагогике, которое фактически занималось сортировкой детей на способных и неспособных, умных и глупых. Когда-то, решением руководящих советских органов педологию вышвырнули с порога. О ней, кстати, крайне враждебно отзывался уважаемый Антон Семенович Макаренко.
Сейчас она вновь на пороге. С различными психологическими исследованиями, социологическими методиками. И такими как проблема СДВГ медицинскими вопросами.
Тут неоднократно можно было прочитать о проблеме расслоения в образовании. А раз эта проблема есть, то будет и «дисциплина», оправдывающая ее и позволяющая работать в таких условиях. А как еще, если никто не хочет менять ситуацию кардинально?
Педология опять на пороге, а чиновничество совершенно не уважает и даже ненавидит Макаренко. Не удивительно. Представляю вам мнение по данной проблематике:
«…По этой же причине раскрывать свои настоящие данные я не буду. У нас тут, если кто не знал, фактическая диктатура. И ладно бы, если диктатура развития. Это можно терпеть, понимаешь за что. Но у нас диктатура деградации. И хотя она с материальной точки зрения весьма комфортна, терпеть ее нельзя. Потому как учитель изначально подобен Прометею. Он несет детям Огонь знания. А если терпеть диктатуру деградации, предав свое историческое назначение, то быстро превратишься в гуся, которого выращивают для «фиа-гра». Терпеть такое не только нельзя, но и противопоказано всем нашим великим культурным наследием.
Сделав эти оговорки и послав Исаака Иосифовича Калину… простите… Калине воздушный поцелуй, я приступлю к теме…
...Фундаментальные основания. Первое основание - тот «факт» (еще разбираться надо), что с каждым годом все больше и больше больных детей. Я не медик и статистику не изучал. Но по ощущениям такие заявления верны, а вопрос в том, насколько они верны. Но ретрансляторы западных ценностей в образовании им не задаются. В таком случае, заявляют сторонники первого основания, необходимость учить здоровых и больных вместе становится данностью. «Не наделаешь же на всех спец. школ?!» - восклицают они…
В частности именно Евгений Александрович чаще и убедительнее всех остальных говорит о росте численности детей с различными заболеваниями от рождения. Просмотрите на выбор два его выступления и, скорее всего, хотя бы одно из них будет об этом. Правда, я сам ни разу не слышал, чтобы он приводил статистику. Все со слов, да со слов педиатров, которым он доверяет «больше чем другим врачам». А уж о такой статистике, где будет показан повальный рост численности больных детей и вовсе нигде не слышал. Ведь только в случае повального роста численности нет смысла увеличивать на какой-то процент количество спец. школ, верно? Только в этом случае можно задуматься об обучении всех детей в школах с полным штатом специалистов. Хотя прежде надо задуматься о причинах. «Эл - логика», как говорят дети. Но такой статистики, повторяю, я не видел.
Возвращаясь к данному, пока голословному для меня «факту», надо оговорить еще одно.
К «немного больным» детям или к детям «с сохранным интеллектом» относятся школьники с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Надо понимать, что это не вашего внимания ребенку не хватает. Так думают многие, знакомые с вопросом поверхностно. Ему недостает собственных возможностей внимания для того, чтобы заниматься какой-либо деятельностью. Поэтому он начинает тыкать ручкой в бок соседа по парте или плеваться в потолок. Или расстёгивать лифчик впередисидящей девочке, если это средние и старшие классы. Потому как да, если этот синдром запустить, то он «доживет» и до старших классов и даже дольше. А может испортить всю жизнь пацану.
СДВГ - понятие западное. Причину «болячки» предполагают в генах, а лечат только симптомы. Потому как если гены, то пожизненно. А лечат фармацевтическими препаратами. Есть вполне обоснованное мнение, что сдвинуть этот вопрос в какую-либо сторону от «генетики» не позволяет фармацевтическое лобби.
А еще интересно, что причину именно «предполагают» - потому что респектабельных исследований, убедительно доказывающих генетическую природу дефектов органов ребенка просто нет. Да и сами эти «дефекты» тоже - предполагаются. «Нервные связи в головном мозге», «нейромедиаторы», «синапсы» - сами понимаете, туда не заглянуть, руками не пощупать, на рентгене не рассмотреть.
С другой стороны все мы люди опытные. Понимаем, что любая деятельность связана с вниманием. Внимание воспитывается в нас с детства. Как правило, в той или иной степени автократичными методами. Вспомните, как вы учили таблицу умножения. Лично я полдня упирался зубами в перекладину двухъярусной кровати, люто ненавидел «тирана-отца» и кое как повторял проклятые формулы. «Тирана-отца» - потому что до тех пор, пока у ребенка не появится собственное понимание и мотивация и не разовьется воля, сделать без посторонней помощи это он никак не сможет. А вот со собственными мотивацией и волей другое дело. В этом случае воля регулирует внимание, которое параллельно тренируется.
А воля, по выкладкам Александра Романовича Лурии, зависит от внутренней речи, которая развивается в быту, а потом в школе. В результате учебного процесса… Но мы увлеклись.
Так вот, велика вероятность того, что как минимум в некоторых случаях «СДВГ» - это невоспитанность и избалованность хама. Предвижу вопрос: «А как же диагноз?!»
А диагноз ставится «по симптоматике». Насторожились? Тут никакой ошибки. Как и какие «анализы» вы возьмете у ребенка с нарушениями в вышеперечисленных структурах нервной системы?
Но не все так запущено. Дело в том, что есть наши, советские, отечественные ученные. Один из них - Борис Романович Яременко.
В соавторстве с Александром Борисовичем Яременко он написал книгу «Минимальные дисфункции головного мозга у детей». В ней весьма убедительно доказывает не генетическую, а физиологическую, травматическую природу минимальной дисфункции мозга (МДМ). Как вы понимаете, МДМ и СДВГ - почти одно и то же. Разница лишь в том, что первое прямо указывает на целый букет заболеваний, возникающих вследствие травмы до и при рождении. А СДВГ стыдливо прикрывается лишь дефицитом, гиперактивностью и их сочетанием. «Стыдливо» - потому что в «группу МДМ» входит много болячек имеющих общие причины. Конкретно - травматические. А из группы «СДВГ», по мнению многих специалистов, эти болячки искусственно изымаются. См. то место, где написано про фармацевтическое лобби.
Так вот, Яременко имеет статистику! Да, я бы не сказал, что она исчерпывающа. Более того, я сам ее не видел. Но он о ней говорит и в работе ссылается на нее. А еще он утверждает, что очень многие «эмдээмные» болячки можно вылечить или значительно скорректировать. Представьте себе даже специальным массажем. А что еще более обнадеживающе, Яременко на практике излечивал таких детей! Ну и самое для нас главное то, что наличие МДМ можно диагностировать клинически. Хоть диагностика и сложна - это вам не «пописать в баночку». Но можно! А значит неверные «диагнозы» по симптоматике и чистейшая профанация от педагогического бессилия исключаются. Важно это по одной простой причине. Позволю себе дать цитату распространенного мнения.
Абшилава Екатерина Феликсовна в исследовании «Актуальные проблемы инклюзивного образования» пишет:
«С годами бессилие педагогических методов коррекции гиперактивности становилось все более очевидным. Ведь явно или неявно эти методы опирались на представление об изъянах воспитания как источнике данной проблемы, тогда как ее психопатологическая природа требовала иного подхода. Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники гиперактивности следовало искать в нарушениях нервной системы…»
Понимаете? Я согласен, если ребенок болен физиологически, то ответственность с педагогов можно и нужно снять. Ну, если они не подготовлены специально для работы с такими детьми. Как и ответственность с родителей, которые не сумели воспитать больного ребенка. Но в этом случае нам принципиально важно совершенно точно знать: болен ли ребенок?
Потому что, если «диагноз» ему предполагают только на основании «симптомов», то я позволю себе усомниться в его верности и наличии.
Потому что знаю нас, учителей. Чуть что и ребенок уже «с диагнозом». Причем говорится это презрительно, через губу. Очень велик соблазн спихнуть собственное неумение воспитать ребенка на его болезнь..."
А напоследок хочу попросить тех, кто прочитал все полностью. Пройдите по ссылке в конце текста. Мы раскручиваем собственное информационное агентство. Это наш инструмент в войне с теми силами, которые всё и вся хотят привести к деградации.
Вам несложно это сделать, а польза будет. После взятия определенного численного барьера, он будет сам на себя работать.
Да и контент там очень актуальный и интересный.
Большое спасибо!
http://rossaprimavera.ru/news/kiev-gotovitsya-k-prove..