Интересный разговор начался у меня с товарищами. Решил его продолжить тут. Тема - «допобразование». Кружки, секции и клубы.
Строить беседу буду вокруг тезисов.
Первый: «свято место пусто не бывает». У детей всегда будет «вторая жизнь», отличная от официальной. И, если не государство, то кто-то другой будет ее формировать и направлять. Будь то «общество потребления», околофутбол или «синие киты».
Второй: у государства (по крайней мере, современного) построить эту работу не получается. Настолько, что
доходит до отрицательного результата.
Как практик утверждаю, что большинство школьных кружков и секций фиктивны.
Немного особняком стоит движение «Юнармия». С ним сложнее.
«Юнармия - всероссийское военно-патриотическое общественное движение, созданное 29 октября 2015 года.
Главная заявленная цель движения: вызвать интерес у подрастающего поколения к географии, истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. В движение вступить может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Предполагается, что члены движения в свободное от учебы время будут заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях, получать дополнительное образование, навыки оказания первой помощи».
Какие с ним проблемы и плюсы.
С одной стороны, руководителями клубов, бывает, выступают идейные люди. Они могут зажечь детей. Но с другой стороны, так бывает далеко не всегда. Часто это работники «совмещающие» должность. Потому что зарплата руководителя такого клуба смешная. А если руководит им «совместитель», то у него просто не остается времени на полноценную работу.
С одной стороны, большинство мероприятий, соревнований и выездов движения более-менее интересны. Но с другой стороны, не так интересны, чтобы дети ехали туда с удовольствием второй раз. Или, тем более, ехали после школы по собственному желанию.
С одной стороны, клубы есть во многих учебных заведениях. Но с другой стороны, «клуб» - это несколько постоянных человек (в районе 10) на ближайшие три-четыре года. Потом они выпускаются, и набираются новые. Не все так однозначно, конечно. Туда могут вступить и молодые. Но в основном - так. А что такое десять человек от школы? И более того, обычно этот десяток состоит из уже и без того более-менее активных ребят.
И есть проблемы без плюсов. Например, показушность. Вроде бы не обязательно иметь форму. Но крайне необходимо, ибо без нее в каком-нибудь параде или возложении цветов не обойтись. Я уже молчу о том, что пацанам эти бесконечные возложения и парады «очень дороги». Но зато именно с формой можно обеспечить «наглядный результат». Форма, несколько «натасканных» клубов для массовки и хороший фотограф - «дело в шляпе»!
Короче, вы видели или слышали, чтобы ребята хотя бы кое-как сами шли и записывались в клубы? Я - нет. Зато я знаю совершенно точно (ибо и сам там был когда-то), что в такое «безбашенное» и «опасное» неформальное движение как «околофутбольный движ» идут охотно.
Я знаю (ибо и сам там был), что страйкбольное движение - это полностью энтузиазм. Когда не только сами идут, но и тратят большие деньги (хотя можно и без них).
Я знаю (ибо и сам там был), что движение «ММА»/«бои без правил» достаточно массовое и имеет множество участников и «воздыхателей». И что туда ребята идут сами и тоже платят за это деньги.
Это из тех примеров, которые в определенной степени можно отнести к положительным.
Если сравнивать «Юнармию» с ними, то она будет «нервно курить в сторонке». Более того, очень часто она «паразитирует» на этих движениях. Когда ребята по факту живут своей жизнь в них, а тут появляется «юнармейский» руководитель и просит надеть форму и поучаствовать в соревнованиях: «Ну ты же тренируешься/знаешь оружие, помоги».
Должно так быть? Мне думается, что должно быть наоборот.
В Союзе спорт был развит сильно. Школа бокса, борьбы, да? Никто не будет отрицать? Так она до сих пор не умерла. Тренера-то еще очень многие «от туда» или их прямые ученики. И процесс этот связан с традицией, с духом, а не с буквой инструкций и предписаний. Поэтому в данном случае, «молодежные движения», такие как «околофутбол», «паразитируют» на этих самых «школах бокса и борьбы». Вербуют спортсменов «гонять за клубы».
Зачем это нужно спортсменам? Просто все: признание (хотя и не только это). Потому что «школы бокса и борьбы» хоть и не померли до сих пор окончательно, но и на полноценную жизнь уже не годятся. Государство наплевало на данную работу Союза. Получить настоящее признание сверстников таким путем очень сложно, если возможно. А «околофутбол» данную возможность предоставляет:
«- За какую фирмУ гоняешь?
- …..
- Оо! Красавела!»
В чем же отрицательный результат «работы» государства на поприще «допобразования»? Да в том, что у ребят к такой «работе» возникает стойкое отвращение. «Шли бы вы, господа, куда Макар телят не гонял» - заявляют они на деле и просто игнорируют всю муть.
Третий тезис: это происходит потому, что дух деятельности государства и дух самоорганизации общества в данном направлении не совпадают.
Дух государства в деле «допобразовния»: показуха, почти тотальная управляемость учениками и учителями, зашкаливающая бюрократия, почти тотальная «безопасность-как-бы-чего-не-вышло».
Дух общества: собственное желание и интерес, известный риск и опасность, почти полная самостоятельность и свобода, отсутствие бумагомарательства.
Результат деятельности государства: пшик.
Результат деятельности общества: судите сами. «Синий кит», «Челкастые» и т.д. это тоже самоорганизация в определенной степени.
Возможно все это объединить? Самому смешно от вопроса.
Тезис четвертый: не можешь подавить - возглавь.
Система образования должна делать простые шаги на пути создания действительно эффективной системы «допобразования», патриотического воспитания и т.д.
Максимально отказаться от своих нынешних притязаний и работать в тех направлениях, которые обозначила сама молодежь.
Берем в школу мужчину. Военного, милиционера, просто интересующегося всем военным. Спортивного, патриотичного. Скорее всего молодого, но не обязательно.
Даем школе деньги, чтобы она купила два десятка игровых автоматов, «требуху» к ним, полевую форму и заложила на ремонт, обновление и небольшое дополнение фонда.
Заставляем школу не требовать с мужика заполнения отчетности и немного платить ему за одно-два занятия в неделю. Но эти занятия должны проводиться не «по графику», а когда ребята сами решат собраться.
Это практически всё. «Антибиотик» патриотичности запущен. И таких примеров можно привести массу. Под это дело можно пристегивать все что душе угодно: ПМП, ТТХ, типы и виды вооружения, рассказы о героях, битвах, военную историю, строевую, СИЗ… А главное, под это дело только и «пристегивается» настоящая работа по взращиванию идеалов наших традиционных ценностей.
Благо, они еще не усохли окончательно. Достаточно только «полить» и бурный рост обеспечен.
Кстати, разложению этой традиционной ценностной среды мешают… кто бы вы думали? Кавказцы и азиаты. В крупных городах славянские «носители традиционной культуры» очень сильно сдавали бы позиции. Если бы не братские мусульманские народы. Но не буду раскрывать это утверждение, оно тянет на отдельную беседу.