Допобразование. Положение дел, перспективы

May 22, 2017 13:09



Интересный разговор начался у меня с товарищами. Решил его продолжить тут. Тема - «допобразование». Кружки, секции и клубы.
Строить беседу буду вокруг тезисов.
Первый: «свято место пусто не бывает». У детей всегда будет «вторая жизнь», отличная от официальной. И, если не государство, то кто-то другой будет ее формировать и направлять. Будь то «общество потребления», околофутбол или «синие киты».

Второй: у государства (по крайней мере, современного) построить эту работу не получается. Настолько, что доходит до отрицательного результата.
Как практик утверждаю, что большинство школьных кружков и секций фиктивны.
Немного особняком стоит движение «Юнармия». С ним сложнее.
«Юнармия - всероссийское военно-патриотическое общественное движение, созданное 29 октября 2015 года.



Главная заявленная цель движения: вызвать интерес у подрастающего поколения к географии, истории России и ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. В движение вступить может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Предполагается, что члены движения в свободное от учебы время будут заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях, получать дополнительное образование, навыки оказания первой помощи».

Какие с ним проблемы и плюсы.
С одной стороны, руководителями клубов, бывает, выступают идейные люди. Они могут зажечь детей. Но с другой стороны, так бывает далеко не всегда. Часто это работники «совмещающие» должность. Потому что зарплата руководителя такого клуба смешная. А если руководит им «совместитель», то у него просто не остается времени на полноценную работу.

С одной стороны, большинство мероприятий, соревнований и выездов движения более-менее интересны. Но с другой стороны, не так интересны, чтобы дети ехали туда с удовольствием второй раз. Или, тем более, ехали после школы по собственному желанию.

С одной стороны, клубы есть во многих учебных заведениях. Но с другой стороны, «клуб» - это несколько постоянных человек (в районе 10) на ближайшие три-четыре года. Потом они выпускаются, и набираются новые. Не все так однозначно, конечно. Туда могут вступить и молодые. Но в основном - так. А что такое десять человек от школы? И более того, обычно этот десяток состоит из уже и без того более-менее активных ребят.



И есть проблемы без плюсов. Например, показушность. Вроде бы не обязательно иметь форму. Но крайне необходимо, ибо без нее в каком-нибудь параде или возложении цветов не обойтись. Я уже молчу о том, что пацанам эти бесконечные возложения и парады «очень дороги». Но зато именно с формой можно обеспечить «наглядный результат». Форма, несколько «натасканных» клубов для массовки и хороший фотограф - «дело в шляпе»!



Короче, вы видели или слышали, чтобы ребята хотя бы кое-как сами шли и записывались в клубы? Я - нет. Зато я знаю совершенно точно (ибо и сам там был когда-то), что в такое «безбашенное» и «опасное» неформальное движение как «околофутбольный движ» идут охотно.



Я знаю (ибо и сам там был), что страйкбольное движение - это полностью энтузиазм. Когда не только сами идут, но и тратят большие деньги (хотя можно и без них).



Я знаю (ибо и сам там был), что движение «ММА»/«бои без правил» достаточно массовое и имеет множество участников и «воздыхателей». И что туда ребята идут сами и тоже платят за это деньги.



Это из тех примеров, которые в определенной степени можно отнести к положительным.
Если сравнивать «Юнармию» с ними, то она будет «нервно курить в сторонке». Более того, очень часто она «паразитирует» на этих движениях. Когда ребята по факту живут своей жизнь в них, а тут появляется «юнармейский» руководитель и просит надеть форму и поучаствовать в соревнованиях: «Ну ты же тренируешься/знаешь оружие, помоги».
Должно так быть? Мне думается, что должно быть наоборот.

В Союзе спорт был развит сильно. Школа бокса, борьбы, да? Никто не будет отрицать? Так она до сих пор не умерла. Тренера-то еще очень многие «от туда» или их прямые ученики. И процесс этот связан с традицией, с духом, а не с буквой инструкций и предписаний. Поэтому в данном случае, «молодежные движения», такие как «околофутбол», «паразитируют» на этих самых «школах бокса и борьбы». Вербуют спортсменов «гонять за клубы».



Зачем это нужно спортсменам? Просто все: признание (хотя и не только это). Потому что «школы бокса и борьбы» хоть и не померли до сих пор окончательно, но и на полноценную жизнь уже не годятся. Государство наплевало на данную работу Союза. Получить настоящее признание сверстников таким путем очень сложно, если возможно. А «околофутбол» данную возможность предоставляет:

«- За какую фирмУ гоняешь?
- …..
- Оо! Красавела!»

В чем же отрицательный результат «работы» государства на поприще «допобразования»? Да в том, что у ребят к такой «работе» возникает стойкое отвращение. «Шли бы вы, господа, куда Макар телят не гонял» - заявляют они на деле и просто игнорируют всю муть.
Третий тезис: это происходит потому, что дух деятельности государства и дух самоорганизации общества в данном направлении не совпадают.

Дух государства в деле «допобразовния»: показуха, почти тотальная управляемость учениками и учителями, зашкаливающая бюрократия, почти тотальная «безопасность-как-бы-чего-не-вышло».
Дух общества: собственное желание и интерес, известный риск и опасность, почти полная самостоятельность и свобода, отсутствие бумагомарательства.
Результат деятельности государства: пшик.
Результат деятельности общества: судите сами. «Синий кит», «Челкастые» и т.д. это тоже самоорганизация в определенной степени.



Возможно все это объединить? Самому смешно от вопроса.
Тезис четвертый: не можешь подавить - возглавь.
Система образования должна делать простые шаги на пути создания действительно эффективной системы «допобразования», патриотического воспитания и т.д.

Максимально отказаться от своих нынешних притязаний и работать в тех направлениях, которые обозначила сама молодежь.
Берем в школу мужчину. Военного, милиционера, просто интересующегося всем военным. Спортивного, патриотичного. Скорее всего молодого, но не обязательно.
Даем школе деньги, чтобы она купила два десятка игровых автоматов, «требуху» к ним, полевую форму и заложила на ремонт, обновление и небольшое дополнение фонда.



Заставляем школу не требовать с мужика заполнения отчетности и немного платить ему за одно-два занятия в неделю. Но эти занятия должны проводиться не «по графику», а когда ребята сами решат собраться.
Это практически всё. «Антибиотик» патриотичности запущен. И таких примеров можно привести массу. Под это дело можно пристегивать все что душе угодно: ПМП, ТТХ, типы и виды вооружения, рассказы о героях, битвах, военную историю, строевую, СИЗ… А главное, под это дело только и «пристегивается» настоящая работа по взращиванию идеалов наших традиционных ценностей.

Благо, они еще не усохли окончательно. Достаточно только «полить» и бурный рост обеспечен.
Кстати, разложению этой традиционной ценностной среды мешают… кто бы вы думали? Кавказцы и азиаты. В крупных городах славянские «носители традиционной культуры» очень сильно сдавали бы позиции. Если бы не братские мусульманские народы. Но не буду раскрывать это утверждение, оно тянет на отдельную беседу.

Previous post Next post
Up