Как АбрАмович поссорился с АбрамОвичем...

Sep 01, 2012 01:16



Последние пару лет с большим интересом наблюдал за исторической эпопеей, которой в России по понятным причинам уделялось немного внимания - борьбе двух олигархов друг против друга. Отчего это так увлекательно? Оттого, что участники судебного процесса, бывшие компаньоны Борис Березовский и Роман Абрамович впервые за много лет встретились в битве за миллионы. По сути в споре кто у кого украл страна, народ, власть тут вроде и не причём. Однако сам процесс раскрыл столько интересного из цикла «Новейшая история», раздела «Как ковался капитал в 90-е», что не зафиксировать это для себя было бы не лишним.


В чём собственно спор? Долгое время из средств массовой информации мы знали, что Борис Березовский вместе с другим российско-грузинским олигархом Бадри Патаркацишвили вполне легально владел ОРТ, Сибнефтью и Русалом. А потом из-за прихода к власти Владимира Путина сильно рассорился из-за независимой подачи информации каналом ОРТ. Обида затаилась, согласно исковому заявлению Березовского, якобы после нелестных комментариев в программе «Время» телекиллера Сергея Доренко, когда утонула лодка «Курск». Российские власти сначала пытались утаить масштабы трагедии, потом уверяли, что с экипажем налажена связь, а потом ещё и отказались от помощи норвежских спасателей, чтобы не посвящать чужих в секреты якобы важного оборудования ядерной подлодки. Березовского предупредили, что неплохо бы продать ОРТ государству и назначили цену в 300 млн $. Березовский отказался. К сделке подключился Абрамович, предложив Березовскому 175 млн $. В противном случае принадлежащие Березовскому-Патаркацишвили 49% акций просто бы конфисковали. Чью волю в данном случае выполнял губернатор Чукотки понятно. Сделку нужно было провернуть по возможности без нападок на бизнес, иначе это бы сильно отпугнуло другой иностранный капитал, который только начинал укреплять экономику после кризиса 98-го.

image Click to view


Тоже случилось в Сибнефти, которая Абрамовичу, Березовскому и Патаркацишвили уже принадлежала на правах компаньонов. Проблемы с законом, политическая деятельность при новой власти сильно подкосили беглых олигархов. На хозяйстве остался «самый-самый человек дорогой». Абрамович в трудный для коллег по цеху час предложил за Сибнефть цену в два раза ниже, чем реально стоила компания.

Аналогичная распродажа активов продолжилась и с Русалом. Абрамович снова на коне. Он продолжает давить компаньонов и в нарушение договорённостей продаёт собственную долю (25%) другому крупному акционеру Олегу Дерипаске (50%). Таким образом, Березовский-Патаркацишвили остались с носом и здесь, лишившись контроля над предприятием. Если Абрамович успел продать свои 25% за 1,578 млрд $, то опальные олигархи свои 25% отдали лишь за 450 млн $.

И вот эту «упущенную выгоду» Березовский пытался «выдавить» с Абрамовича в Лондоне. Роман Аркадьевич тоже не лыком шит, умея лавировать и имея статус вполне успешного и легального миллиардера обвинил Абрамовича во вранье. Якобы нигде он ничем не владел, и никаких доказательств тому нет. Березовский, по словам Абрамовича, привлекался, но как политическая «крыша»* для бизнеса. Говорят, Березовский действительно в эпоху Ельцина имел невероятное влияние и подтверждение тому якобы назначение в 96-м на волне благодарности бизнесу за сложную победу в выборах заместителем секретаря Совета безопасности РФ. Как относился лично Ельцин к Березовскому - доподлинно неизвестно. Но вот что совершенно определённо известно так это то, что именно он способствовал назначению будущего Президента России Владимира Путина Директором ФСБ и раскрутке партии «Единство». Как бы то ни было, но присутствие имени вездесущего Бориса Абрамовича в бизнесе видимо имело сильнейшее влияние на правоохранительные органы. Роман Аркадьевич имея такого компаньона, имел сильный тыл для своих миллиардов. Просто конъюнктура поменялась, и надо было как-то выживать в поменявшихся условиях.

Возможно, это и есть цена за лояльность во плоти. Ведь на суде Роман Аркадьевич впервые признал, что его нефтяной бизнес тоже занимался оптимизацией налогов (термин сродни «уходу от налогов»). Можно ли поверить, что до 2001 года крупнейшая нефтяная компания Сибнефть работала без прибыли? Ведь в это же время другого гиганта - компанию ЮКОС осуждают именно за это - уход от налогов.

Скорей всего великий страховщик Березовский так перестраховался, что действительно не оформлял сделки по сомнительным залоговым аукционам 90-х на себя. Именно этим объясняется то, что теперь ему нечего было предъявить нероссийской правовой системе, которая, наверное, теперь в шоке от обнажившейся русской действительности.

Кстати, ведь и Роману Аркадьевичу пришлось «проколоться». Олигарха вынудили рассказать, как ковался сомнительный капитал. И это уже не состав с 55-ю цистернами ухтинской нефти, который бесследно пропал в дебрях независимой Латвии в 92-м, сколотив первый крупный капитал Абрамовича. Лондонский денди рассказал, что партнёры лично договаривались с главой Госкомимущества Альфредом Кохом о выставлении нескольких компаний (хозяйствующих осколков бывшего СССР) на аукционы, а потом очень убедительно заставляли конкурентов не поднимать цены во время торгов. «Заработать» таким образом, это не то, что томиться в ожиданиях грядущей рентабельности и прибыльности сегодня начинающему предпринимателю. Это была эпоха дикого капитализма сращенного с криминалом и структурами, которые это покрывали.

Проигрыш Березовского демонстрирует отчаяние, но и ставит бессмысленные вопросы - зачем ему это было нужно. Одними цитатами Уинстона Черчилля о демократии** суд даже не очень лестно настроенной для России страны вряд ли можно было взять. Тот лишь доказал свою приверженность юридически заверенным доказательствам. И это трагедия Березовского, что ему нельзя в Россию и нечего предоставить из-за своей страсти по жизни нигде не наследить. А 20 адвокатов как пиявки все два с половиной года искренне высасывали из опального российского олигарха деньги и скорей всего изначально вряд ли верили в успех. Говорят, один нажился даже на миллион фунтов стерлингов.

Остаётся закончить эту увлекательную историю «на несколько миллиардов долларов» остроумной фразой главного победителя схватки, которая изрядно потрепала и подпортила репутации опальному Березовского и вполне легальному Абрамовичу. Господин Путин на последней прямой линии так прокомментировал эту битву: «Лучше бы, если бы они судились в России. Это было бы честнее, и для них, и для нашей страны. Деньги заработаны и украдены здесь, здесь пускай и делят».

Чьи деньги не поделили олигархи, мы узнаем, наверное, ещё лет через 10-20, когда в нашей стране произойдёт смена элит. А пока тронула и часть правды. К моменту, когда захотят пересмотреть итоги приватизации, другая часть правды кроме самого громкого слова «правда» уже вряд ли что-то изменит. Ведь возможности для справедливости давно проедены молью времени.

______________

*  «Крыша» - новый термин, введённый российскими олигархами в Высоком Суде Лондона. Характеризуется как альтернативная система обязательственного права, которая была обычным явлением в России в 1990-х годах. Это не контрактное оказание услуг и не договор, но взаимоотношения, которые нельзя нарушить без серьезных последствий".

** «Английский суд плохой, но ничего лучшего пока не придумано» (С) Уинстон Черчилль

90-е, Первый канал, Олег Дерипаска, Сергей Доренко, ФСБ, Борис Березовский, политика, Путин, Лондон, РУСАЛ, суд, олигархи, история, капитал, Роман Абрамович, Сибнефть

Previous post Next post
Up