Как показывают опросы, местный потребитель руководствуется далеко непатриотическими взглядами при выборе продуктов питания. В Коми руководствуются в большинстве ценой товара. Этим, кстати, объясняется отсутствие на рынке продуктов экзотического рода, которые допустим один из моих собеседников, известный в Сыктывкаре ресторатор Петър Спасов, по этой причине вынужден закупать самостоятельно в других крупных городах. Федеральные сети называют столицу Коми регионом для товаров социальной направленности, это означает, что сюда не поступают товары повышенного класса.
В Коми нет необходимости для каких-то протекционистских мер, кстати, против чего оказывается выступает и наш пока Президент России. Потому что местная продукция не испытывает проблем с реализацией продукции. Местного элементарно не хватает, чтобы покрыть потребности рынка.
Более того наблюдается дефицит сырья в частности по молочке. Так Корткеросский молзавод, чтобы не оказаться в простое, вынужден с привлечением административного ресурса бороться за то, чтобы молоко не уехало на переработку в Сыктывкар, где цена реализации выгоднее. А Койгородок закупает молоко аж в Пыёлдино, потому что в Визинге завод уже простаивает. На лицо проблема доставки в отдалённые районы продукции и нашей птицефабрики «Зеленецкая». Воркута и Инта не получают её, по позиции руководителя, из-за неудобных условий доставки. Загрузка и отгрузка уменьшают сроки жизни колбасы, у которой они и так невысокие.
Уникальная ситуация происходит с кировским молоком, да и вообще иногородними продуктами, которые несмотря на региональные дотации местным производителям, продолжают оставаться на порядок дороже местных. Может потому что Коми - несельскохозяйственный регион, но проблемы в отрасли всё же есть и такие, которые могут прикрываться не только этим статусом. Всё это в принципе видит любой сельский житель, который до сих пор надеется на дотации государства, без которых ничего не двигается. И это нормально - есть опыт Финляндии, где сельское хозяйство несмотря на убыточность датируется, а страны ЕС предлагают переходить на овощи из более южных стран ЕС.
Основное преимущество местного производителя - его шаговая доступность (а значит, с него всегда можно спросить) и свежесть. Но, допустим, очень неприятно, когда под брендом местного маскируются иногородние. Это очень часто происходит на рынке выходного дня. Этим занимаются и местные фермеры, которые частично могут скупать мясо в Кирове и продавать в кипе с местным. Этим занимаются и сами иногородние, которые, оказывается, могут и прикрываться местным. Так было, например, с палевицким фермером из Кирова, которого изловили до нашего включения. Можно было, конечно, ещё сказать и про то как местные самим же портят себе имидж, используя нетрадиционные компоненты, но это оставим на совести производителя.
Интересный вопрос в конце октября поднял губернатор региона, когда назвал «чушью собачьей» то, как формируются цены в магазинах. Проверка, начатая по этому заявлению Прокуратурой и антимонопольщиками выявляет, что бизнес ссылается на внешние факторы связанные с повышением цен. Но наценка наших торговых сетей, которая достигает 40-50%, а сезонно снижается крайне неохотно, говорит о том, что продавцы действительно могли бы и не наживаться на потребителе. Допустим, в Усть-Цильме, учитывая эту наценку и местную накрутку, кировское молоко уже стоит 55 рублей (а на старте в Кирове от производителя 15 рублей). Очень не хватает честного диалога в раскрытии схемы ценообразования, хотя конечно сами продавцы называют это тайной.