Каждый, безусловно, если не знает подробностей, то хотя бы слышал об истории, когда Никита Хрущёв якобы посетил выставку абстракционистов в Манеже и изрядно там поскандалил. Завидев работы, Никита Сергеевич около двух минут, а затем громко, с ненавистью произнес: «Говно!». Подумав ещё, добавил: «Педерасты!». После этого выставка «Новая реальность» просто не могла не войти в историю. Впрочем, всё не так просто с этой историей - по крайней мере если начинаешь с ней знакомиться детально.
Как известно усилиями Твардовского в СССР 60-х вообще могли отменить цензуру, что, безусловно, ещё больше прибавило бы народному Хрущёву политических очков. К тому времени он чувствовал своё могущество и активно этим пользовался. Вот только, видимо, неумение делиться своим могуществом с деятелями ЦК, и породило раскол, а в последствии сговор против Хрущёва. Он должен был себя скомпрометировать!
Возможно, выставка «в Манеже» стала поводом к смещению Хрущёва за «волюнтаризм», ибо сегодня появляются рассказы очевидцев тех лет, что Хрущеву показали не Манеж, а Третьяковку. Этим объясняется, что на выставке Никита Сергеевич не застиг ни одного опального художника, а в самом Манеже зная о возможном визите Хрущева, тоже подготовились и поменяли экспозицию на социалистический реализм.
Накануне на опальных художников КГБ успело подготовить справки-объективки в том плане, что все политически ангажированы, озлоблены против советской власти, поскольку их родители и близкие были репрессированы в годы культа, а многие из них еще и с нетрадиционными сексуальными наклонностями. Хрущёв всё это и внял.
В Третьяковке он тут же принялся всем «показывать Кузькину мать» с целью вернуть молодёжь в лоно социалистического реализма. С воплями «Ну, педерасты!» порвал картину Малевича «Чёрный квадрат», с претензий, что художники перерисовывают конфетные этикетки ударил по работе Шишкина «Утро в сосновом бору».
В это время в Третьяковке была выставлена коллекция работ Леонардо да Винчи, подаренная Советскому Союзу Армандом Хаммером - известным коллекционером краденого. Хрущёв разорвал несколько картин Леонардо в клочья и приступил к «Тайной вечере», при этом постоянно приговаривая: «И это вы называете искусством?» Всего этого хватило, чтобы в течение многих лет Хрущёв долго сожалел о своём поступке.
Кстати, сказал именно «передерасты» - транскрипцию «пидарасы», которую якобы использовал Хрущев, придумал большой шутник художник Борис Жутовский. Пафос хрущевской критики сводился к тому, что государство, в те годы единственный покупатель искусства, не будет у вас, ребята, это все покупать.