Грузия. Часть первая: "Россия".

Mar 11, 2016 04:35

  Как и всё прекрасное в моей жизни, эта поездка произошла внезапно, спонтанно, и неопровержимо доказала, что всякое планирование вредит качеству и количеству впечатлений. Этот текст я набираю спустя почти полгода, больше для того, чтоб рассказать всем тем, кто давно и справедливо требует отчёта, чем для того, чтобы высказаться. С тех пор, как мне стало стыдно за свои графоманские посты и мой жж уснул, события в жизни перестали нуждаться в их здешнем освещении, а писать публицистические статьи я никогда не умел. И всё же, иногда происходит смещение оси пространственного континуума и естественно возникает необходимость такого вот поста. Что ж, путешествие.
   На самом деле, всё началось с планирования. Планирование, которое ко всем чертям тридцать три раза будет проклято, так или иначе открывает любой трип. В июне мы ездили с друзьями в Карелию и уже тогда всерьёз обсуждали поездку на машинах в Абхазию или Грузию, с палатками и хостелами, тушёнкой, Хванчкарой и всеми сопутствующими. Сначала семь человек на двух машинах, потом - пять на одной, а к середине лета выяснилось, что никто, кроме меня, никуда не поедет. Весь август я в грустном отчаянии пытался найти компаньона (опыт поезди в одного в Абхазию у меня был, скука смертнейшая), а потом вдруг написала мне моя одноклассница, Ника, и сказала, что её мама уехала работать в мой родной Нальчик. Поскольку мой путь лежал через него, я предложил поехать со мной, а Ника колебалась не долго. Уволилась с работы. Нашла спальники. Купила купальники. Через какую-то недельку-другую назначен был старт. Мы встретились с Никой в кафе, я изложил ей вкратце то, что светило ей пережить: выезд рано утром в пятницу, ночёвка в Москве у самых прекраснейших моих друзей, в субботу весь день трасса М-4 "Дон", вечером или ночью я сильно рассчитывал приехать в родное предгорье. Там меня тоже ждал Антон, его великолепная супруга готовила к моему приезду плов с грибами. Ника планировала ночевать у мамы. День планировалось пробыть в Нальчике, а утром понедельника пересечь границу дружественной Грузии в селении Верхний Ларс и безудержно импровизировать. Наша жадность постановила прямо там, в кафе, что обратный наш путь пройдёт не через Северную Осетию, а через Абхазию и Краснодарский край. Позже я погрузился в отчёты и форумы и твёрдо уверился, что так люди делают, а значит - можно. Юридически геморрой состоял в следующем: Россия считает Абхазию самостоятельным государством и пускает туда всех, Абхазия любит Россию, пускает к себе русских по российскому паспорту и всячески лобызает, а вот грузин (особенно мямлю Шеварнадзе) терпеть ненавидит и пускает только тех, у кого родня и спецблат. (вообще замечу отдельно, что абхазы после войны 1992 года устроили с грузинами взаимный геноцид и выгнали из своих городов всех не-абхазов, а их места обитания объявили зашкваренными и вот уже двадцать пять лет из окон вполне приличных домов в центре Сухума растут деревья и торчат обломки). Грузия ведёт себя тут, как самая маленькая: считает Абхазию своей "временно неконтролируемой" территорией, не ставит там границ и совершенно не препятствует отбытию туда кого бы то ни было, однако прибывших оттуда шмонает и проверяет. Бесконтрольный въезд в страну стоит 3000 евро и полгода тюрьмы, а поскольку Абхазия по их мнению - грузинская территория, любой перешедший оттуда турист без погран-штампа попадает под эту кару. Нам же предстоял, по сути, самый неясный маршрут из Грузии в Абхазию, а оттуда уже - в Россию. Юридически, никто не мог нас остановить, кроме разве что продажной абхазской ГАИ, про которую я много чего начитался, но основная проблема состояла в выездном штампе, поставить который нам никто бы не мог ни в России, ни Грузии. Запарившись этим так сильно, что мы даже заказали временные визы в Абхазском МИДе, мы в итоге просто забили и подвесили в воздухе весь обратный путь. После кафе я отвёз Нику домой, чтоб она убедилась, что я езжу нормально, но, поддавшись романтике сборов, мы заехали в ОКей и накупили "пенок" и даже кружку с функцией подогрева от прикуривателя. Как же я это дерьмо люблю покупать!

Мы уехали в пятницу, 18 сентября. Я взял нечто вроде отпуска до 1 октября, хотя, забегая вперёд, поскромничал, нужно было брать максимум. Нике торопиться было некуда. Я купил палатку (даже две: самораскладную и пляжную), пенки, камеру (для съёмки под водой и регистратор в машину), у Ники были тёплые спальники, Наташа нашла мне в Пушгорах замечательный топор, ещё было немного тушёнки, чай, какие-то сладости и тысяч 20 рублей на всё про всё. Моя прекрасная белая Шкода с огромным багажником выезжала из Питера лопаясь по швам от вещей и людей: во-первых, я взял два баула передачки Антону, во-вторых, до Москвы с нами ехали по сервису blablacar два замечательных турецких путешественника с ЧЕТЫРЬМЯ рюкзаками. Мой коварный план отбить расходы на дорогу по России попутчиками пока блестяще оправдывал себя. Я залился до отказа корпоративным бензином, забрал в Автово и баулы, и турков, и Нику, и, наполняясь с каждым километром всё более мощным упоением, двинул в Москву.
   Попутчики наши были очень колоритными и забавными. Имён их я не запомнил, помню только истории. Они муж и жена: он преподаватель английского, она работала в правительстве в Стамбуле. В один прекрасный день им всё остоебенило, они уволились, собрались и уехали путешествовать по миру. В мою машину они попали лишь через полтора года после того, как вышли из дому. Они блестяще говорили по-английски, мы с Никой тоже старались не хлюпать в грязь лицом. У Ники была "зеркалка", создавшая так много прекрасных наших снимков, она фоткала сначала дорогу, но потом быстро от этого устала. Когда мы проехали Новгород, я первый раз остановился попить чаю. Ребята достали самокрутки и свернули себе ароматного курева. Достали какие-то бутерброды. Их собирали друзья, видимо, турки, живущие в Питере, другие друзья ожидали их в столице. Ника сфотографировала их, пока я ходил и вспоминал фразу Сэма из "Властелина колец" - про то: как он ещё никогда не уходил так далеко от дома. Я так далеко в эту сторону ещё тоже не ездил.



По дороге в Москву нас ждала ещё одна остановка: километров через 300 дорожное полотно стало заметно ровнее, потому что верхний слой асфальта был срезан (вместе с разметкой), а поскольку дорога была очень широкая - в 4 фуры по ширине минимум - я спокойно обгонял фуры слева, разъезжаясь со встречкой. На одном из таких обгонов из леса ко мне выпрыгнул старлей с полосатой палкой, и начал мне задвигать про трёхполосное движение, как раз в том месте предполагавшее встречку. О чём мне должен был сообщить знак НА ВСТРЕЧКЕ (то есть, ко мне задом). Судя по его тупому рылу и заученным фразам, местечко прикормленное и разводка самая обычная. Я вежливо с ним спорил и просил доказательств, уверял, что фура ехала вообще по обочине, а я - в своём ряду, и он почти уже обломался, как вдруг заметил двух человек в машине и попросил у них документы. Я им перевёл, хотя надо было бы слать ублюдка. Ещё минут пятнадцать этот упырь звонил кому-то, узнавая, сколько по закону туристы безвизово могут быть на территории России (турки заехали из Беларуси) и долго вилял охуевшим взглядом по бесконечным их визам и штампам о въезде/выезде. В конце концов, я зачем-то дал старлею 1000 рублей, и он, кажется, так обрадовался, что чуть не в припрыжку убежал, предупредив, что впереди "ещё работают". Это были самые бессмысленно потраченные косарь и полчаса за всю поездку.
   Я, впрочем, компенсировал их, проехав бесплатно по ещё не открытому (кассы монтировали) объезду Вышнего Волочка, выжимая 180 км/ч. Сразу за новым участком стемнело и начались пробки. Полчаса мы отстояли в Красногорске, потом, снова бесплатно, облетели Химки по строящемуся объезду, и встали в дикую срань на МКАДе. Москва. Пятница. Вечер. После холодного лета это был первый тёпленький пятничный вечер. Примерно 20 км мёртвой пробки на выезд и весь МКАД, замкнутый в общей пробке в обе стороны. Съезды с МКАДа с пяти рядов в один. Мигалки по обочине. ДТП. Огни и шум, передозировка людей после лесных пейзажей. Я проклинал этот муравейник, как только умел. Москва - самый отвратительный город из всех, в каких я бывал. Через два с лишним часа я доехал по кольцу от Ленинградки до Тёплого Стана, в который с большим трудом договорились закинуть турков. Их должен был там встретить их русскоговорящий земляк, то и дело звонивший мне и спрашивавший, где мы. Когда мы приехали, оказалось, что чувак сам стоит в ещё более лютой пробке и ребят пришлось бросить прямо у заправки. Меня за МКАДом уже ждала Сандра, моя любимая друг и одноклассница из Нальчика, с которой мы вместе росли. Она переехала в Москву за год до моей миграции в Питер, и неплохо там освоилась. Её родители построили в коттеджах за городом дом и наш путь лежал туда. Ника устало потягивалась, я материл пробки и неясные съезды, наконец, какими-то козлиными тропами мы выбрались на Калужское шоссе и Сандра нас встретила. У неё была красная Астра и она гоняла без башни, а я едва за ней успевал. Вечер бы у нас выдался знатный, как это бывает всегда в моих к ней поездках, кабы не ранний подъём и долгая дорога. Меня накормили шашлыком из баранины, обласкали собакой, напоили чаем и уложили спать вместе с Никой в зале. Это была первая наша совместная ночёвка.



Утром в субботу Москва была уже совсем другая. Тихая, солнечная, покрытая то ли росой, то ли фабричными взвесями. Народу в 7 утра уже было полно, и на заправке на МКАДе я стоял в очереди. Потом мы свернули на трассу М-4 и впереди была огромная дорога. И это прекрасное чувство длинного путешествия, и чего-то нового-интересного, и путь на родину. Надо сказать, трасса "Дон" сделана как надо. Несколько лет назад там, говорят, было Сомали и постоянно трупы в лобовых столкновениях, а сейчас по три ряда в одну сторону, отбойник, и за всё время я не видел там ни одной аварии. Но, к сожалению, практически вся трасса до Ростова-на-Дону платная. На все участки у меня ушло примерно 600-700 рублей. Ещё из расходов: мне пришлось мысленно заложить на камеры, которые должны были меня заметить, безумную сумму, потому что топил я безумно. Сандра предупредила, что теперь менты не занимаются камерами, они заключают договоры с ИП-шниками, которые предоставляют им за процент информацию, - и такая изобильная кормушка на скоростной трассе привлекает много всяких падальщиков.
  Как мы и ожидали, часам к двенадцати нам порядком надоели однообразные 160 км/ч и пункты оплаты. Было любопытно, как же выглядит бесплатная трасса, и, в конце концов, мы свернули по указателю на бесплатный участок через город Задонск. Про город такой мы слышали впервые в жизни, дорога оказалась отвратительной, однополосной, с ограничением 40 и бесконечными фурами, стабильно не превышавшими.
Я было разочаровался, что времени гору убили, но тут мы заехали в город и раскрыли рты: центр города представлял собой холм, на котором, блестя позолотой, возвышался красивейший монастырь, а вокруг открывалась панорама на широкие окрестности, имеющие в средоточии излучину Дона. Переглянувшись, мы решили, что нам сюда. Я свернул и припарковался. Стояла невероятная теплынь, было градусов 25, светило солнце и монастырский двор утопал в зелени. У подножья холма был свящённый источник воды и небольшой пруд, от которого периодически наполняли кирпичные бассейны для детей. Вверх оттуда вела блистательная во всех смыслах брусчатка , поднявшись по которой, мы попали к самым святыням. Главный собор изнутри пах свечами и туристами, изобиловал дешёвыми иконами и  прекрасной росписью стен, но куда эффектнее было убранство второго, поменьше, храма с резными по древу иконами да пафосными священнослужителями. Мы с Никой были в восторге. Самая высокая башня с колокольней, бывшая частью стены, оказалась закрыта, хотя влекла меня больше всего: с неё должен был быть грандиозный пейзаж. С досады я решил поесть щей в местной харчевне, но православная трапезная для паломников тут разочаровала - таких отвратных щей я не ел даже в армии.



Наконец, потеряв добрых два часа, мы поехали дальше, выскочили где-то случайно на платную трассу и поехали в Воронеж, где была наша следующая остановка. Я всегда мечтал побывать в Воронеже, меня манили его пейзажи, виденные в детстве из окна поезда, когда №49/50 ещё через него ходил. Это огромное водохранилище и автомост через него. Плюс - улица Лизюкова.  Мы приехали в него уже вечеряя, но, как оказалось - в самый движ. Было очень тепло и толпы молодёжи в мини, с мороженым и шарами ходили по центру. На прогулку времени у нас катастрофически не хватало, поэтому я решил выполнить программу минимум - нужно было купить антирадар.
Мы обошли несколько магазинов, вложили ещё 2000 в оснащение поездки и купили самый простой. Сэкономил он мне, я думаю, тысяч 30, так что считаю - себя оправдал. Мы съели местного мороженого и решили двигаться дальше, несмотря на большой соблазн городской движухи: как мы потом выяснили, был аж самый что ни на есть день города! Я раза три утыкался в перекрытую площадь, махнул через сплошную перед самым ДПС, короче, с приключениями выбрался на условный местный проспект Ленина, упиравшийся в тот самый мост. Я знал, что поеду по нему, ощущал это. Ехал небыстро и ужасался, как запущенно он выглядит вблизи. Сразу на мостовом окончании мне нужно было направо, я повернул и тут же грохнулся защитой картера об огромнейшую яму глубиной с футбольный мяч. Думал - хана, но железка справилась, на заправке за городом я подлез под капот и как следует рассмотрел. Ну нет, - подумал я тогда, - на сегодня нам приключений хватит - и до самого Ростова-на-Дону ехал без остановок. Отдельно должен заметить, что я лоханулся и не подготовился с музыкой. Примерно на подъезде к Ростову нас предельно достала вся музыка с никиного плеера и скудные запасы в памяти моего телефона. А Ника уснула, и стемнело на два часа раньше, чем за день до того.
NB: всегда берите с собой в поездку огромный запас хорошей музыки.
  За Ростовом-на-Дону начинался ремонт и пробка. В сторону Кавказа - небольшая, в Москву - колоссальная. Мы проехали поворот на Новороссийск и решили, что в Нальчик мы приедем рано утром, часа в 4, и будем там всем нужны в это время, как локтю задница. Поэтому, здраво расценив силы, мы остановились на стоянке для фур, перекусили и легли спать в машине.
  Утром я встал рано. В 8 утра я уже подъезжал к Пятигорску. Тут висел низкий туман и было холодно. Я искал заправку Газпромнефть, на которую у меня была накопительная карта, но после Ростова все назывались просто Газпром и карточки моей не признавали. На Газпроме девушка в куртке ёжилась от холода, а я вылез в футболке и ей улыбнулся. Ника спала. За Пятигорском внезапно всё распогодилось и нагрелось, из-за хребта был отлично виден Эльбрус и я разбудил попутчицу, чтоб она удивилась. Здесь я мог ехать без навигатора, за 10 лет тут ни черта не поменялось, каждая сакля смотрела на меня по-домашнему, уютно, хоть и немного прохладно. В десятом часу я уже вёз Нику по улице Кирова на угол Пачева и Головко. Там жила её мама, а мне надо было на "Стрелку". Никина мама заставила нас поесть, накормила сырниками и чаем, а потом то же самое со мной проделала Таня, жена Антона. Антон жил у дяди в частном доме, где я был только однажды, жил с женой, сыном, псом и котом. Я помылся, поел до отвала, потом мы поехали на "Искож" в мой родной двор, где живут его мама и бабушка.
Двор немного деградировал, опал, смотрел холодно, как и всё остальное. Ни лавочка, ни виноград с палисадником, ни дверь... короче, мы взяли детское кресло и решили махнуть на Голубые озёра. Это такой местный природный музей, очень глубокое холодное чистое карстовое озеро размером с половину футбольного поля, где неестественно голубая вода и горы вокруг. 60 км от города. Собственно, нас больше интересовали кафе вокруг озера, потому что за хычин и чебурек от местных кулинаров я был готов вырезать небольшое село. К счастью, всё стоило куда меньших затрат, и даже приболевший Богдаша воспрял духом и бодро познавал мир вокруг. С Никой мы в тот вечер так и не встретились, она гуляла с мамой по Нальчику и смотрела на то, что я видел три тысячи раз. Вообще, странное ведь чувство - показать свидетелей своего детства тому, кто понятия о нём не имеет. Выезд назначили на 9 утра. Я выспался, забрал Нику и мы потратили кучу времени на какие-то дурацкие мелочи вроде покупки воды и доставки ключей, и выехали из города аж ближе к полудню. Наш путь лежал через Владикавказ в самые горы, на перевал и Военно-Грузинскую дорогу. Попутчиков на blablacar найти по-прежнему не удавалось, и мы ехали вдвоём.
Previous post Next post
Up