Дорогие друзья! Кто может посоветовать хорошие, написанные доступным , понятным языком книги о логических парадоксах. То, что можно было бы порекомендовать студентам института и колледжа.А также использовать их на семинарских занятиях по логике. Желательно, чтобы в книге (книгах) были приведены все возможные парадоксы или их максимальное
(
Read more... )
Можно и здесь что-то найти http://lib.socio.msu.ru/l/library?e=d-000-00---001ucheb--00-0-0-0prompt-10---4------0-1l--1-ru-50---20-help---00031-001-1-0windowsZz-1251-10&cl=CL1&d=HASH01958b4641918a98d6d1389a.3.6&x=1
http://www.proza.ru/2009/01/22/165 (не обязательно давать сюда ссылку, но из этих материалов можно сделать нарезку и какое-никакое "пособие")
В целом: У Л. Кэролла было что-то - вот на полке нашел "Логическая игра" (Библиотечка Квант вып. 73). Была его же "История с узелками".
Есть Задачи и упражнения по логике В.Ф. Беркова (Минск, 1998) и "задачи и упражнения по логике" А. И. Уемова (М., 1961). Были и какие-то дореволюционные задачники (их надо долго искать - то ли у Лосского, то ли у Поварнина. Дело давно было...).
Я бы, возможно (хотя и не в курсе Вашего плана занятий), чуть-чуть сместил акценты в этой теме на "семантику": по неоднозначности формулировок, по контекстуальности. В 60-70, кажется, развивалась у нас тема связи логики и языка (я даже сборник видел), там, может что-то покопать. Вообще, на тот же самый мой взгляд, причина отмены у нас в системе образования "формальной логики" крылась в ее убого понимавшейся "формальности" - в ее полном отрыве от риторики, каковая всегдап имела своею целью убеждение слушателя. В нашей системе упор делался на логику научного познания в ущерб "логике коммуникации" - поэтому и стал возможным, в частности, сюжет с пьяным царевичем и трудолюбивой лягушкой, который я приводил в качестве иллюстрации - обыгрывалась двусмысленность "грязи", под которую подстраивался "житейский" смысл вечной благодарности за "вытаскивание". Получилось, что как "география нужна кучеру", и, следовательно, остальным не нужна, так и логика "нужна исследователю", а остальным...
Собственно информационный костяк по парадоксам, конечно, нужно давать из специальной литературы, а вот "в разработку взять" какие-то жизненные примеры из рекламы, из новостей (сколько в той же сети оговорок, меняющих смысл передаваемой информации), из дурацких газетных заголовков (их дурость как раз, как мне кажется, и заключается на такой вот бесчестной "игре" - ошарашить игрой слов, то есть, по сути - подменой смысла, за каковую, в принципе, и по уху хорошо бы съездить...).
Творческих успехов!
Понадобится помощь - обращайтесь!
Reply
Reply
Reply
Что касается отмены формальной логики, то на мой взгляд, это было сделано зря.Необходимо было бы пересмотреть программу, наверное,да и как Вы правильно говорите, риторику со счетов не сбрасывать.Ведь нарушение закона тождества это и есть те самые курьезные примеры с лягушкой и с заголовками:-)Для школьников, да и для студентов, которые не готовятся к исследовательской работе, "научность" формальной логики собственно и не нужна.Другое дело - коммуникативность:-)
Reply
Leave a comment