Жулики пытались залезть в квартиру моей знакомой.
Долго возились со сложным замком входной двери, уже сломали его, но проходящая мимо уборщица неожиданно спугнула их.
Обычное дело.
Однако, как выяснилось, соседка из квартиры напротив наблюдала за всем этим криминалом в свой дверной глазок, даже не пытаясь что-либо сделать.
Когда мне рассказали об этом, первая реакция была - "Вот ссука!.."
Но потом засомневался - имею ли я право судить её?
По нынешним меркам это не подлость, не соучастие и даже не трусость, а просто житейская осторожность: она ведь искренне боялась, что, вызови она милицию, злые преступники непременно вернуться и жестоко отомстят ей.
И вообще, кто знает, может быть все её предки тоже находились в сталинских репрессиях как в струпьях и потому она знает - осторожность превыше всего! Именно об этом ей целыми сутками талдычит телевизор, постоянно показывая как раз то, что она наблюдала в глазок… И единственная её глупость в том разве, что не удержалась признаться в своей такой улекательно-драматической слежке - поймут плохо, осадок у соседей может случиться нехороший,.. - но что поделаешь, конечно "хитрее надо быть" учил Чубайс.
И всёже не могу не судить. Видимо потому что я ещё оттуда (почти как у Вознесенского - "Вы все - туда. А я - оттуда!..").
Не успел обтолерантиться, постоянно не вписываюсь в фон...
Обыватель, мещанство - более отвратительных понятий в СССР пожалуй и не было.
Именно на почве равнодушия с высокомерием человек выращивает всё самое гадкое в мире, не только фашизм.
Фашизм - всего лишь некий метастаз мещанства. И порой хирургия тут необходима.
Мне кажется, что Германия в собственном преодолении фашизма больше всех должна быть благодарна именно своей организации RAF (Фракции Красной Армии). Для рабиалитации бюргерской страны больше всего сделали именно эти радикально неравнодушные ребята как Ульрика Майнхоф, Андреас Баадер и др., но их убили и стараются не вспоминать.
Как-то в советское время Жан Люк Годар вдруг стал для меня почти кумиром, хотя я не видел ещё ни одного его фильиа. И только потому, что прочёл о его фильмах и как он ненавидит мещанство.
Интересно как понятие мещанства облекалось в образы.
Не буду о классиках - это общеизвестно.
Розов когда-то давно, очень умозрительно, и потому фальшиво, придумал образ мещанства в виде дефицитного комода (интересная перекличка с Чеховым - "многоуважаемый шкаф…") которого, как смертельного, классового врага, красноармейской шашкой рубил юный Табаков в каком-то старом советском фильме. Однако жизнь впоследствии слила актера скорее с образом
Альхена и куркуля кота Матроскина…
Чтобы в жизни всегда было место для подлости, в ней нужно сделать всего лишь одно деление в поступках: на идеологическое и житейское.
"Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать." и "Моя хата с краю!"
Не все способны на такую математику и это, возможно, их беда.
Но большинство способно, и потому способно на всё. Главное - выжить!
Или всёже жить? Нет, выжить! Про героев они лучше кино посмотрят и отождествятся лишь в воображении.
Или вот еще одно удобное слво-понятие: "обтоятельства".
Интересно, что прочёл я его у левого и вроде бы не глупого
человека.
Но от такого, пусть и очень осторожного, "душевного" разоблачения меня почему-то передёрнуло.
Мне кажется контрреволюционерам достаточно будет разбросать над возмущёнными толпами листовки со всего лишь одним этим словом "ОБСТОЯТЕЛЬСТВА" чтобы большинство разошлось по домам.
Прямо-таки представляю как вождь с броневика: "Революционная ситуация ещё не назрела так как у меня случился понос и разболелся зуб!"
А объяснять автору, что для кого-то "чужая боль" и "покинуть хату" и есть его главное, личное обстоятельство, вероятно, может только тролль или псих.
В раннем детстве мама мне пела колыбельную "Спи моя радость усни…"
Никогда не мог сразу заснуть.
Когда уже научился говорить, я ей сказал, что слова в песенке мне не нравятся: "Что значит "кто-то вздохнул за стеной - что нам за дело, родной?", может там помочь кому-то надо, а тут - "что нам за дело".
Помню, что я даже был готов к ответу типа "художественная условность", "для рифмы" и т.п., но мама ничего такого не сказала, а просто согласилась со мной - "мне тоже это не очень нравятся". И я был ужасно благодарен ей за эти слова. В детстве так важно лишний раз убедиться что это именно МОЯ мама!
Больше я никогда не слышал от неё эту прекрасную колыбельную Моцарта.
Я не знаю как передаётся болезнь неравнодушия (в воспитание не верю по своему опыту), но совершенно очевидно - без этого вируса человечеству не выжить.