Сканирую сейчас книжечку о Ростове 1973 года издания. И в ней, в книжечке этой, содержатся чудесные, светлые мечты о Ростове-на-Дону образца 2000 года. Решил, что это стоит отдельной публикации.
Потому что прошло полвека, а почти все мечты остаются примерно теми же самыми, как ни странно. Хотя кое-что каким-то чудом и реализовалось...
Но если бы мы вдруг каким-то чудом перенеслись в двухтысячный год, то с трудом узнали бы такой знакомый и близкий Ростов, перед нами предстала бы приблизительно такая картина.
Прямая, как стрела, автострада ведет к городу. Впереди на фоне синего неба белые здания в девять, двенадцать, шестнадцать этажей. Одни стоят у набережной, другие - на террасах высокого берега. Город своими красивыми, светлыми кварталами смотрит на Дон.
Путешественника будущего ожидает много нового еще до въезда в город. На левом берегу Дона, напротив центральной части города, он увидит крупный спортивный центр. В нем - защищенный от паводков гидропарк площадью 600 гектаров, гребной канал, комплекс спортивных сооружений. Здесь же Дом физической культуры, легкоатлетический манеж, тренировочные площадки, плавательный бассейн. Поодаль над зеленью деревьев возвышаются корпуса дома отдыха. Не обязательно ехать на Черное море- отпуск превосходно можно провести на Дону.
В глубине зеленых насаждений, окаймляющих берег Дона, проглядывают базы отдыха. Их стало больше, они располагают всеми удобствами для отдыхающих. Расцвеченная яркими тентами и зонтами, вдоль задонских рощ протянулась золотистая полоса городских пляжей.
Преобразился Зеленый остров. Здесь сооружен самый большой в городе парк культуры и отдыха. На его зеленых аллеях сверкающие белизной павильоны, летние эстрады, зеленый театр, спортивный комплекс. В нижней по рельефу части парка созданы причудливых очертаний водоемы, связанные каналами с Доном.
По правому берегу Дона от Халтуринского переулка до Театрального спуска протянулась живописная набережная. Тут и там видны широкие зеленые выходы, связывающие центральную улицу Энгельса с верхней набережной на улице Седова. Склоны между верхней и нижней набережной расчищены и озеленены.
Красивое зрелище представляет собою парадная лестница от Театральной площади к Дону. Справа и слева над скверами по уступам рельефа встали многоэтажные здания. У начала лестницы - ажурный пешеходный мост на Зеленый остров и величественный памятник освободителям Ростова от немецко-фашистских захватчиков.
Высотные общественные здания и жилые дома, расположившиеся на высоком правом берегу, его террасах, на на-бережной, зеленые коридоры - выходы к Дону придали неповторимый, выразительный лик городу.
По фуникулеру (многие ростовчане мечтали о нем) поднимемся с набережной вверх, к улице Станиславского, чтобы сесть в трамвай. Вот и давняя знакомая - одна из старейших улиц города - Станиславского. По где же трамвай? Трамвай ушел... под землю. В центральной части города вагоны скоростной линии следуют в закрытом тоннеле, быстро доставляя пассажиров к месту назначения. На пересечении улицы Станиславского и проспекта Соколова - большая подземная пересадочная станция.
Скоростные трамвайные линии протянулись не только с востока на запад, но и с севера на юг - от проспекта Космонавтов в Северном жилом массиве до донского берега. Появились новые линии по улицам Мичуринской и Доватора - к северо-западному промышленному узлу, по проспекту Стачки - к юго-западному узлу.
А что с троллейбусом? Его доля в перевозках пассажиров еще более возросла. К некогда проложенным линиям прибавились новые. Троллейбус связал центр города с Северным жилым районом, Таганрогским шоссе, юго-западным промышленным районом, левым берегом Дона.
Покинем трамвай в районе Центрального рынка и направимся в сторону центральной улицы - Энгельса. К своему несказанному удивлению, мы не увидим давно знакомых нам улиц Серафимовича, Обороны, Шаумяна. Их не стало. На месте карликовых в прошлом кварталов выросли крупные жилые массивы. Здесь стало просторнее, светлее, красивее. Сократилось некогда большое количество перекрестков, тупичков.
Вот и улица Энгельса. Мы ее узнаем по многим зданиям, сохранившимся как архитектурные памятники. Место малоэтажных, старых домов заняли высотные здания, отделанные пластическими и прозрачными материалами. Вертикали домов чередуются с зелеными массивами парков.
Когда-то здесь, в центре города, четыре пятых всей территории было занято постройками. И только пятая часть приходилась на дворы. К концу расчетного срока генерального плана развития города пропорция стала совершенно противоположной: 20 процентов - под жилыми домами и 80 процентов- дворы, свободная территория, зелень.
Еще в шестидесятых годах была начата реконструкция центра. Перестройке подлежал район между Театральной и Привокзальной площадями, Красноармейской улицей и Доном, включая и часть левобережной территории. Наряду с улицей Энгельса, композиционным ядром центра должна была стать и Пушкинская улица. Уже тогда на ней появились первые многоэтажные жилые дома, а на улице Энгельса--такие уникальные здания, как кинотеатр «Ростов», детский универмаг «Солнышко», гостиница «Интурист». В последующие годы в этом районе были построены музыкальный театр, десятиэтажный учебный корпус медицинского института, Дом Всесоюзного научно-исследовательского и проектного института нефти, и другие объекты.
Преобразились кварталы, окружающие Центральную городскую больницу, ипподром, Дворец спорта. Скопища маленьких индивидуальных домиков сменились светлыми корпусами из стекла и бетона. Центр города стал единой развитой системой магистралей, общественных комплексов, площадей, архитектурных ансамблей, парков, бульваров, набережных и водных пространств.
Продолжением обновленной улицы Энгельса явилась новая застройка по улице 1-й Советской с новыми площадями и архитектурными ансамблями. По ее сторонам встали многоэтажные дома с магазинами и предприятиями бытового обслуживания на первых этажах.
Пользуясь подземным эскалатором, пересекаем главную улицу и направляемся к Привокзальной площади. Наш путь - в Западный жилой массив. По обходной скоростной магистрали мы могли бы попасть туда за несколько минут. Но давайте проделаем более продолжительный путь, чтобы успеть осмотреться.
Вот спуск к вокзалу. Он реконструирован. На месте устаревших домов появились крупные административные здания. Новые жилые и общественные комплексы выросли вдоль проспекта Стачки и на склонах, обращенных к Дону и Темернику.
Приближаемся к Западному жилому району. Перед нами красочная панорама огромного, утопающего в зелени, современного города. Всюду высятся корпуса красивых, опоясанных балконами и лоджиями домов. Много простора, света, воздуха. Вдали над парком поднялись здания университетского городка. Необычайно красив Дворец культуры подшипникового завода, к которому мы направляемся по широкому Коммунистическому проспекту. Границы Западного жилого района уже не те, какими мы их знали в начале семидесятых годов. На прилегающих землях строители возвели новый жилой массив с населением в пятьдесят тысяч человек. Здесь предпочтение было отдано девятиэтажным домам со светлыми, искрящимися на солнце фасадами. Среди них - башенные здания в двенадцать и шестнадцать этажей.
Внутри кварталов разбиты скверы, сады, цветники. Вдоль улиц высажены тысячи декоративных деревьев и кустарников. Когда вечерние сумерки опускаются на город, повсюду вспыхизают электрические огни. Яркими красками переливаются неоновые рекламы кинотеатров и магазинов, ресторанов, кафе, шумным оживлением наполняются парки.
Украшением Западного жилого района, конечно же, является университет. Еще издали видны огромные белоснежные корпуса со стеклянными витражами и яркими цветными плоскостями. В городке не только здания различных факультетов и научно-исследовательских институтов. Здесь же стадион с трибунами на пять тысяч мест, крытый легкоатлетический манеж, несколько бассейнов для плавания и большое число спортивных площадок, окруженных огромным парком.
Для студенческих общежитий отведено семь просторных зданий с общим блоком бытового обслуживания в центре.
За Западным жилым районом расположились крупные промышленные зоны. Как предусматривалось генеральным планом, сюда переведен ряд предприятий из центра города, построено немало новых. Многим ростовчанам семидесятых годов, наверное, подумалось бы, что такая отдаленность предприятий весьма неудобна. Нелегко, мол, добираться на работу и с работы домой в часы пик. Отнюдь, нет. Помимо скоростных трамвайных и троллейбусных линий, полноправными городскими магистралями стали Дон и железная дорога. Электрички перевозят в пятнадцать раз больше пассажиров, чем в начале семидесятых годов.
Неизмеримо увеличился автобусный парк. Отдаленные районы связаны экспрессными линиями. Автобус за автобусом следуют по новым маршрутам. Кроме того, многие ростовчане едут на работу на собственных машинах. Ведь в конце двадцатого века, как и предполагалось генеральным планом, на каждую тысячу жителей приходится 180 автомобилей, другими словами, на каждые три семьи - две машины.
Из Западного жилого района направляемся вначале к Таганрогскому шоссе, где еще в конце семидесятых годов поднялись крупные жилые дома на десять тысяч человек, а затем в Северный жилой район - основную стройку недавнего прошлого.
Еще издали видим светлые корпуса, поднявшиеся над водоемами. Что примечательно, здесь нет того множества близнецов, которое характерно для массива более ранней постройки.
На шестистах гектарах раскинулись микрорайоны с населением 150 тысяч человек. Это крупный общественный центр с Дворцами культуры, кинотеатрами, библиотеками, рынком, Домом быта. В первых этажах жилых домов, выходящих на магистральные улицы, магазины, небольшие предприятия бытового обслуживания. Крупные магазины, столовые, кафе стоят особняком.
Районы окаймляют водохранилища. На их берегах разбиты скверы, устроены пляжи, зона для отдыха. Воды обновленного Тем ерника бороздят прогулочные лодки, катера, а в тени деревьев недвижимо сидят любители-рыбаки. Какой бы ни был их улов, они всегда в выигрыше: легко, приятно дышится на свежем воздухе. И не надо ехать куда-то далеко: вот она, благодать, под боком.
Неудивительно поэтому, что здесь появились базы отдыха, не уступающие задонским, пионерские лагеря. Не пустует парк культуры и отдыха на берегу реки.
Всюду мы неизменно видим новостройки. В самом деле. Если в 1972 году весь жилой фонд города составлял ме¬нее 6 миллионов квадратных метров, то к концу столетия он достигнет (в соответствии с генеральным планом развития) 12 миллионов квадратных метров. Иначе говоря, на месте одного города встанут два. Каждая семья из его миллионного населения получит отдельную квартиру, каждый житель - свою комнату.
Но мы еще мало сказали о том, что будет сделано в строительстве культурно-бытовых учреждений, развитии здравоохранения, торговли, благоустройстве города. Вот что обещает нам завтрашний день.
Значительно возрастет сеть культурно-просветительных учреждений. Появятся новые Дворцы культуры в разных районах города.
Для научной библиотеки имени Карла Маркса будет сооружено новое здание с книгохранилищем на два миллиона томов. Засияют огнями новые кинотеатры, в частности,
в Октябрьском районе - на Таганрогском шоссе, в поселке имени Чкалова, в Первомайском саду, в Западном жилом районе. Каждьпг из них на тысячу и более мест, с совершенной аппаратурой, разнообразным оборудованием.
Строительство предприятий повседневного обслуживания планируется так, чтобы предоставить наибольшие удобства горожанам. Продовольственные магазины, столовые, детские сады, школы, аптеки, почтовые отделения - все это размещается равномерно по всему городу: в каждом микрорайоне, квартале, во всяком случае не далее пятисот метров от любого дома. Также неподалеку располагаются промтоварные магазины, комбинаты бытового обслуживания, больницы, поликлиники. Что касается больших универмагов, театров, музеев, стадионов, то они будут сосредоточены в центрах жилых районов.
Генеральным планом предусмотрено увеличить вдвое число мест в детских дошкольных учреждениях. Также вдвое возрастет число мест в школах, где занятия будут вестись только в одну смену. Почти в два раза станет больше мест в больницах. Значительно расширится и обновится сеть магазинов.
Улицы города украсятся необычными по замыслу и композиции кафе. Откроются комбинаты питания на предприятиях, новые столовые. Они будут обслуживать вдвое больше посетителей.
Ростов всегда славился обилием парков, скверов, садов. В послевоенные годы вокруг Ростова было высажено пять с половиной тысяч гектаров леса, создано зеленое кольцо. Рощи на многие километры украсили левобережье Дона, встали с севера от города, подошли к коллективным фруктовым садам.
В последующие годы будет создан второй лесопарковый пояс, на расстоянии четырех-пяти километров от первого. Во много раз увеличится площадь зеленых насаждений в самом городе. Равномерно охватив всю городскую территорию, они сольются с пригородными лесопарками.
Благоустроенным парком с террасами и видовыми пло-щадками станет Безымянная балка. Широко раскинут свои кроны деревья на склонах балки Кульбакина в Западном жилом массиве. Тенистые парки появятся, в поселке Александровке, в районе Кизитеринской балки, аэропорта, во многих других местах. Воедино соединит их разветвленная сеть зеленых бульваров.
Почти двадцать квадратных метров зеленых насаждений будет приходиться на каждого ростовчанина. Это почти в четыре раза больше, чем ныне.
Значительно расширится пригородная зона вокруг Ростова. Она охватит почти целиком Азовский и частично Неклиновский районы. В нее включается северный и южный берега Таганрогского залива, живописные гирла Дона, рек Мертвый Донец, Кагальник, Тузлов, Койсуг, Аксай. Здесь будут созданы базы отдыха, пионерские лагеря, выстроены корпуса домов отдыха и гостиниц-пансионатов. Между Монастырским урочищем - мемориальной рощей на правом берегу Дона - и станицей Старочеркасокой разместятся любительские рыболовецкие базы, водные станции, дачи промышленных предприятий.
Что еще можно сказать о Ростове будущего?
Благодаря строительству крупных объектов водоснабжения к концу девятой пятилетки город будет полностью обеспечен водой. В четыре раза увеличится использование электроэнергии. В повседневный быт ростовчан войдет множество электроприборов. Улицы осветятся тысячами новых светильников.
С пуском мощной Ново-Ростовской ТЭЦ весь много¬этажный жилой фонд получит централизованное теплоснабжение. Будут ликвидированы мелкие котельные, это позволит, помимо всего прочего, значительно очистить атмосферу города.
И еще. Планом предусматривается провести большое дорожное строительство. Чтобы представить, какой объем работ предстоит выполнить, следует сказать, что в 1972 году половина дорог города не имела твердого покрытия. К 1980 году все они будут заасфальтированы. Потоки транспорта, идущего транзитом через Ростов, примут на себя обходные магистрали. В самом городе, как уже было сказано, создаются скоростные магистрали, пересекающие его с востока на запад и с севера на юг. В местах пересечения автомагистралей и железных дорог появятся транспортные развязки в разных уровнях. Строится множество подземных пешеходных переходов.
Полностью эту книгу скоро сверстаем в электронном виде совместно с коллегами с pastvu. А вы пока полюбуйтесь на ростовских архитекторов прошлого.