Сборник авиационных очерков "На крыльях" замечательного (но, увы, малоизвестного) ростовского писателя П.Г. Аматуни я читал очень давно, ещё в школе. Но в душу он мне запал, хотя спустя столько лет я не помнил уже ни автора, ни названия... Вспомнил случайно, по ассоциативному ряду, глядя на свежевыложенную "Гаяну" того же автора. Снова взял в руки начал читать... И читается он после моего долгого налёта в MSFS (хотя и с тех пор прошло много времени) намного лучше. А ведь, пожалуй, именно этот сборник зародил во мне тёплое отношение к авиации.
Очень при новом прочтении приятно иметь под рукой всемогущий Интернет. Встретилось, мне например, упоминание самолёта "Г-2". Я, в общем-то, неплохо знаю историю отечественного самолётостроения, но про Г-2 не слышал. Википедия тоже споткнулась, нашёлся только полнотекстовым поиском: как выяснилось, это грузопассажирская модификация известнейшего АНТ-6 (или ТБ-3, кому как нравится). Тут же в описании этой модификации читаю: "В годы войны вывозили серу со среднеазиатских месторождений, а обратными рейсами доставляли горнякам питьевую воду." Стоп. Возвращаюсь к книге... "Туда везли питьевую воду, а обратно - серу". Но речь идёт о 1936 году! Где же ошибка, интересно?
Военные очерки в книге тоже есть, и они наиболее разбросаны в плане географии. Средняя Азия и Крым, Камчатка и Аляска, Беларусь и Ленинград... Глаз невольно цепляется за строчку "...посадил свой самолёт на комендантском аэродроме". Строчка эта, наверное, прошла очень много вычиток и редактур; но кто ж в южном Ростове спустя десятилетия вспомнит, что аэродром тот на самом деле был Комендантский, с большой буквы, ибо это имя собственное? К слову об именах собственных: пилот Шашин, побывавший во всех перечисленных местах, скорее всего, собирательный образ (хотя... кто знает), но очерки из жизни, к примеру,
Петра Абрамова вполне себе реалистичны и, полагаю, записаны с его слов. Очень хорошо все эти рассказы показывают, чем и как занимались транспортная авиация и гражданские пилоты в годы Великой Отечественной. А то про истребителей каждый первый норовит написать, о бомберах - каждый второй вспоминает, а о людях, которые поднимались в заполненное истребителями и бомбардировщиками (и хорошо, если своими!) небо на неповоротливых и хило вооружённых транспортниках вспоминают не просто редко, а вообще почти никогда. О тех же, кто летал в те годы, например, в Китай или на Аляску... Я не читал, пожалуй, ни разу. Разве что перегонщики самолётов где-то у кого-то упоминались. А ведь в тех краях, несмотря на мир и даже где-то дружбу тоже всё было не так просто.
Собственно, зачем я всё это пишу? Дело в том, что книга эта, как и автор её, практически неизвестна. А она замечательно рассказывает о путях-дорожках нескольких пилотов (из которых настоящий как минимум один) 30-50х годов от первого знакомства их с авиацией до послевоенной мирной жизни в "Аэрофлоте", и по пути ещё ненавязчиво учит многим авиационным понятиям и тонкостям: воздушные трассы, эшелоны, полёты по приборам, визуальная ориентация, значение метеорологии... Почти всё это актуально и по сей день, особенно в малой авиации. Книгу эту могу рекомендовать всем, кто мал-мало увлекается авиацией (да-да,
quarterbackrene, тебе в первую очередь), а заодно всем, у кого есть дети "среднего и старшего школьного возраста". Просто потому что она... Не люблю этого слова, но она правильная. Без лишнего идеологического пафоса (в паре мест разве что проскакивает, и то вскользь), без нотаций, без поучительства - она просто оставляет где-то в глубине души несмываемый отпечаток.
Да, и... Очень странное чувство возникает, когда натыкаешься на названия некоторых ничем, в общем-то, не примечательных населённых пунктов (как же без них в книге про полёты?). "Подо мной Красный Луч, а скоро Дебальцево." И вновь, две сотни страниц и двадцать лет спустя - "Старушка какая-то просила Дебальцево показать, а мы, честно говоря, забыли..." Совпадение ли, что именно в эти дни, когда вокруг Дебальцево крутится половина новостных сюжетов, мне эта книжка попалась на глаза?
P.S. А ещё я был уверен, что именно в этой книге мне попадался на глаза эпизод, смутные воспоминания о котором дали вдохновение для
одного из моих рассказов. Но... Нет его там. То ли я что-то напутал (у Аматуни ещё пара сборников была на ту же тему), то ли издание неправильное.