Время от времени
муссируются слухи, что Турция закрывает пролив Босфор для российских судов. Эту «новость»
распускают укрСМИ.
Проясним ситуацию.
Турция может закрыть пролив Босфор только в случае угрозы или объявления войны. Так что нарушить
конвенцию Монтрё, тем более после
турецкого гамбита исламист Эрдоган не отважится. Кста, мало кто знает, что конвенция не имеет статей, категорически запрещающих проход без заявок. О международном праве прохождения Черноморских проливов подробнее
в вики, кому интересно.
Однако необходимость связать Каспийское море с Персидским заливом очевидна. Это планировали император Александр III, И.Сталин, Л.Брежнев. Теперь у проекта появилась перспектива. Иранский президент Хасан Роухани ведет переговоры о сооружении судоходного канала Персидский залив - Каспий, пишет турецкая
газета Taraf.
Тегеран не скрывает ни параметров строительства, ни переговоров осооружении канала.
EurAsia Daily: «Иран попросит помощи у России. Прогнозируемая стоимость проекта - $ 7 млрд. Завершение планируется в 2030 году. Благодаря каналу страны, выходящие к Каспийскому морю - Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Россия, Иран, - смогут транспортировать нефть и природный газ в открытое море. Это оживит экономики южнокавказских и прикаспийских государств. Сейчас речные суда могут выходить из Чёрного моря в Каспийское. А если соединение Чёрное море - Каспий будет открыто для более крупных судов, то можно обеспечить более эффективное сообщение с Европой. Как известно, через реку Дунай это сообщение может достигать центра Европы. Поэтому, соединение Каспия с Персидским заливом обладает большим потенциалом», - отмечает издание. Прочие СМИ в тему отмечают, что канал Каспий - Персидский залив напрямую выводит в Индийский океан не только Россию и страны бывшего СССР, но и Европу путем более чем вдвое коротким, чем традиционный через Турцию.
Фото: google.com
Касаемо России, реализованный проект
улучшит геополитическую позицию и обеспечит кораблям выход в Индийский океан без необходимости следовать турецкими проливами. Таким образом российский флот сможет контролировать
ИГ, саудитов и
мирового шерифа, пока свободно плавающих в Персидском заливе. Не зря антииранские санкции США в 1997-м распространялись на проект канала.
БДК "Николай Фильченков" (152) в проливе Босфор в Стамбуле 17 июня 2013. Фото Kerim Bozkurt
ТАВКР "Варяг" проходит пролив Босфор, 1 ноября 2001 года Фото: Serhat Guvenc
В тему онлайн
marinetraffic.com - при проходе пролива Босфор очередь не редкость. Причин несколько. Второе десятилетие как Турция ужесточила режим прохода в связи с катастрофой танкера в Босфоре. Теперь на время прохода танкеров, иное судоходство запрещено. При штормовом предупреждении на выходе из пролива судам также запрещают проход, что вполне оправдано, но ведет к их скоплению. Порой если Дарданеллы прошло много судов, которые на подходе к Босфору, его также перекрывают. Сперва всех выпускают, затем открывают встречное судоходство. В большинстве случаев суда ожидают прохода пролива порой неск-ко суток. Так, при возникновении подобных ситуаций, СМИ
выдают их за очередную сенсацию.
Резюме. Учитывая вышеизложенные факты, турецкая Taraf прогнозирует снижение судоходства, экономического и военного значения своих Босфора и Дарданеллы. Турецкий проект канала «Стамбул» (из Мраморного в Чёрное море) будет бесполезным.
Материалы в тему:
В обход Босфора.
Босфор - коровий брод преткновения