Слово « дерзновение » передает смысл смелости. Слово «дерзость» - непочтительности и грубости. Библейское слово « дерзновение » говорит о наличии у человека права предстать пред Богом. Слово «дерзость» - о превышении человеческих прав перед Творцом . Как между любовью и ненавистью, так и между дерзновением - дерзостью лишь один шаг. Сделав его, мы от почтительного состояния человека пред Богом окажемся в вызывающем дерзком положении. Господь дал человеку право смело предстать пред своим Творцом, но человек часто делает еще один шаг, пытаясь пойти дальше: он заявляет, что имеет право требовать чего-либо у Господа. И из библейского благословенного кроткого дерзновения оказывается в магической, наглой и грубой дерзости.
Дерзость бросает вызов Богу и людям, как внезапность, ошеломляющая наглость. Дерзость всегда обвиняет другого и ведет к разрушению добрых отношений, мира (Адам - обвинение Бога, что дал жену: Быт.3:12 - «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел»; Каин - восстание против братских отношений: Быт.4:9 - «И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?», а сам уже убил его).
Дерзость восхищает право, власть не принадлежащую, и доходит до глубин ада, восхищая Суд Божий: «Это ему вот за это!» С кем-то что-то случилось, и нерасположенный человек мгновенно утверждает: «Вот это за меня, чтобы он знал. И это цветочки, подожди, еще не то будет». Может быть так, а может быть вовсе и не так. Ни один человек с абсолютной точностью утверждать этого не может. Может быть, на всей земле один человек за столетие рождается, как пророк Иеремия, которому Бог открывает, что вот именно за это тот-то наказан Богом. Прочтите Премудрость Соломона со 2-ой по 5-ую главы, как люди видят умершего и говорят о нем самые злые слова: «Вот это его Бог наказал, так ему и надо!». И только тут узнаем, что Бог говорит о невидимом замысле об этом человеке. Прем.Сол.4: 7-15 - «А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь - возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его». Повествуется, что Бог усмотрел из всей породы только одного Себе, и он умирает в раннем возрасте.
Если мой враг сегодня попал под трактор, то поскорбеть о нем нужно, что беспокаянный ушел из жизни - вот что в первую очередь должно произойти в моей душе. Прит.24:17-18 - «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой». Мы судим по внешнему, а Бог судит внутреннее. У дерзкого извращенное понятие о Боге и о человеке, его суждение однобоко. Сир.6:4 - «Душа лукавая погубит своего обладателя и сделает его посмешищем врагов». Пусти недоброго квартиранта, и он: Сир.6:11 - «в имении твоем он будет как ты, и дерзко будет обращаться с домочадцами твоими». Дерзкий человек не видит, с кем он разговаривает, старше ли его, по должности ли выше, или духовное лицо, или наставник, выше его знаниями. Он никогда не придерживается субординации: «Я человек прямой, я человек открытый, я что думаю, то и говорю прямо в глаза». И он считает, что это хорошо, что он правдолюбец, борется всю жизнь за правду.
Сир.8:4 - «Не спорь с человеком, дерзким на язык, и не подкладывай дров на огонь его». Сир.9:23 - «Боятся в городе дерзкого на язык, и ненавидят опрометчивого в словах». Дерзость, как и дерзновение, проявляются чаще в языке. Если в семье принято постоянно обсуждать поступки других людей - родных, соседей, учителей, политиков, знакомых и незнакомых, - осуждать их и навешивать ярлыки, дети вряд ли вырастут добропорядочными христианами и не научатся уважать окружающих, даже оказавшись в кругу людей, достойных самого большого уважения. Начинаясь со слов, дерзость понуждает человека к дерзким поступкам.
Иоанн Златоуст говорит: «Дерзость - мать всех пороков».
Сир.19:2-3 - «Вино и женщины развратят разумных, а связывающийся с блудницами сделается еще наглее; «гниль и черви наследуют его, и дерзкая душа истребится». Сир.30:8 - «Необъезженный конь бывает упрям, а сын, оставленный на свою волю, делается дерзким».
Дерзость делает человека бунтарем, она не оставляет ему шансов на постижение и развитие в себе основных добродетелей - таких, как смирение и послушание.
Втор.17:12 - «А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, [который будет в те дни], тот должен умереть, - и так истреби зло от Израиля».
Прем.Сол.12:17 - «Силу Твою Ты показываешь не верующим всемогуществу Твоему, и в не признающих Тебя обличаешь дерзость». Дерзкий - уже безбожник. Если ты с чем-то не согласен, и тебе что-то непонятно, не спеши с суждением, отойди, помолись. Возможно, ты все поймешь. Если нет - обратись к человеку сведущему, мнению и знаниям которого ты доверяешь. Но сделай это уважительно, миролюбиво, с искренним желанием понять и примириться.
1Цар.2:3 - «Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены».
В Ветхом Завете дерзость считается одним из серьезных пороков, характеризующих поведение язычников:
Числ.15:29-31 - «Один закон да будет для вас, как для природного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живущего у вас, если кто сделает что по ошибке. Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа: истребится душа та из народа своего, ибо слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится душа та; грех ее на ней».
4Цар.19:27-28 - «Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдешь ли, Я все знаю; знаю и дерзость твою против Меня. За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою пришел ты».
Втор.17:13 - «И весь народ услышит и убоится, и не будут впредь поступать дерзко».
Особенно требователен Господь к своим служителям:
Тит.1:7 - «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец».
Втор.18:22 - «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его».
Втор.18:20 - «Но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти».
Чем больше беззаконий творит человек, тем больше дерзости он проявляет, кичась своей кажущейся безнаказанностью, забывая о том, что дерзкая душа истребится. Так, во времена парижской коммуны на площадь из храма вынесли жертвенник, и женщина на нем плясала.
2Макк.3:24 - «Когда же он с вооруженными людьми вошел уже в сокровищницу, Господь отцов и Владыка всякой власти явил великое знамение: все, дерзнувшие войти с ним, быв поражены страхом силы Божией, пришли в изнеможение и ужас». 2Макк.5:15 - «Но, не удовольствовавшись этим, он дерзнул войти в святейший на всей земле храм, имея проводником Менелая, этого предателя законов и отечества». 2Макк.7:19 - «Но не думай остаться безнаказанным ты, дерзнувший противоборствовать Богу».
Дерзость почти всегда проявляется от низшего по положению высшему.
Пс.72:6 - «Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их».
Пс.93:4 - «Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие».
У дерзкого всё отталкивающее: мимика, движения, поза, молчание.
Прит.21:29 - «Человек нечестивый дерзок лицом своим, а праведный держит прямо путь свой».
Прит.27:20 - «[Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза, и неразумны невоздержанные языком.]».
Дан.5:20 - «Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей».
Давно ли пели : «Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем - тот станет всем?» Или вот еще: «Никто не даст нам избавленья, ни царь, ни бог и ни герой! Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой!» Зачем же такой вызов бросать Господу? Ни одна власть у дерзких еще долго не устояла, даже если она была завоевана с оружием в руках. И ни один дерзкий человек не стал счастливым, что неудивительно. Ведь он всегда чем-то недоволен. В душе его нет мира, и внутренние противоречия постоянно раздирают его на части. Своим поведением он обрекает себя на одиночество, вызывая у окружающих стойкую неприязнь. Его критика никогда не бывает конструктивной, она лишь сеет смуту в сознании людей.
Дерзость ведет к смерти, а дерзновение - к жизни. И то, и другое всегда является вызовом к порядку или косности, привычке, кому-то или чему-то устоявшемуся, общепринятому, естественному. Но дерзких всегда много, а дерзновенных - единицы. Потому что дерзновение - это великий Дар Бога человеку.
Дерзновение - это смелость, мужество, превосходящее разумение. К дерзновению Бог призывает свой народ.
Вар.4:5,21 - «Дерзай, народ мой, памятник Израиля! Дерзайте, дети, взывайте к Богу, и Он избавит вас от насилия, от руки врагов».
Презираемый на земле праведник на Суде Божием: Прем.Сол.5:1 - «с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его».
Иисус Христос призывал к дерзновению всех уничиженных, обездоленных. Мф.9:2,22 - «И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои...
Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здоров».
Деян.23:11 - «В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме».
Хотя Христос и дал Духа Святого ученикам еще до Пятидесятницы, но силу на проповедь, смелость они получат только в огненных языках проповеди. Иоан.20:22 - «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго». Деян.1:8 - «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». И Дух Святой дал им смелость возвещать о Жертве Христа, о скором Его пришествии. В этом была их наивысшая дерзновенность, смелость - в проповеди. И так с тех пор настоящие герои благовествуют слово Жизни.
Деян.4:31 - «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением».
Деян.13:46 - «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам».
1Иоан.2:28 - «Итак, дети, пребывайте в Нем, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его».
1Иоан.3:21 - «Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу».
1Иоан.4:17 - «Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он».
1Иоан.5:14 - «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас
1Тим.3:13 - «Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса».
Евр.3:6 - «А Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца».
Евр.4:16 - «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Евр.10:19 - «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым».
Без Божественного дерзновения невозможно изменить мир Многочисленные библейские примеры свидетельствуют нам о том, как с помощью Божественного дерзновения можно влиять на окружение и изменять общество.
Так, пример его действия мы видим в жизни Иосифа, который благодаря его дерзновению выдержал невероятные давления, чтобы оставаться праведником: "И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицем. И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? Когда так она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею, случилось в один день, что он вошел в дом делать дело свое, а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон. Она же, увидев, что он оставил одежду свою в руках ее и побежал вон, кликнула домашних своих и сказала им так: посмотрите, он привел к нам Еврея ругаться над нами. Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною, но я закричала громким голосом, и он, услышав, что я подняла вопль и закричала, оставил у меня одежду свою, и побежал, и выбежал вон. И оставила одежду его у себя до прихода господина его в дом свой. И пересказала ему те же слова, говоря: раб Еврей, которого ты привел к нам, приходил ко мне ругаться надо мною. но, когда я подняла вопль и закричала, он оставил у меня одежду свою и убежал вон. Когда господин его услышал слова жены своей, которые она сказала ему, говоря: так поступил со мною раб твой, то воспылал гневом; и взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице", Бытие 39:6-20.
Рассмотрим пример действия Божественного дерзновения в жизни Даниила, когда он проявил дерзновение, отказываясь от еды, которую он считал для себя оскверняющими яствами: Даниил 1:8-20 "Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов; и начальник евнухов сказал Даниилу: боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем. Тогда сказал Даниил Амелсару, которого начальник евнухов приставил к Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии: сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. Он послушался их в этом и испытывал их десять дней. По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами. Тогда Амелсар брал их кушанье и вино для питья и давал им овощи. И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны. По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. И царь говорил с ними, и из всех [отроков] не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его".
Также мы видим этот пример в жизни друзей Даниила: "В это самое время приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев. Они сказали царю Навуходоносору: царь, вовеки живи! Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану; а кто не падет и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскаленную огнем. Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются. Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю. Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей? И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся", Даниил 3:8-18.
Бог всегда отвечает на молитвы верных детей, которым не страшны никакие рвы со львами: "Тогда царь повелел, и привели Даниила, и бросили в ров львиный; при этом царь сказал Даниилу: Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя! И принесен был камень и положен на отверстие рва, и царь запечатал его перстнем своим, и перстнем вельмож своих, чтобы ничто не переменилось в распоряжении о Данииле. Затем царь пошел в свой дворец, лег спать без ужина, и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него. Поутру же царь встал на рассвете и поспешно пошел ко рву львиному, и, подойдя ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живаго! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов? Тогда Даниил сказал царю: царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления. Тогда царь чрезвычайно возрадовался о нем и повелел поднять Даниила изо рва; и поднят был Даниил изо рва, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего. И приказал царь, и приведены были те люди, которые обвиняли Даниила, и брошены в львиный ров, как они сами, так и дети их и жены их; и они не достигли до дна рва, как львы овладели ими и сокрушили все кости их", Даниил 6:16-24.
Именно благодаря Божественному дерзновению, высоким моральным принципам, духовной чистоте такие люди могут не только себя спасти, но и целую страну освободить.
Итак, дерзновение необходимо нам для того, чтобы вести высокоморальный, праведный образ жизни. Поэтому в книге Деяний апостолов описывается, как апостолы молились о дерзновении и смелости продолжать говорить об имени Христа и не стесняться и не слушаться того, что люди пытались запретить им это делать.
"И ныне Господи воззри на угрозы их и дай рабам Твоим со всей смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на совершение знамений и чудес именем святого Сына Твоего Иисуса", Деяния 4:29-30.
Без Божественного дерзновения невозможно вести высокоморальный образ жизни, без него также человек не сможет иметь силу противостоять ежедневному давлению греховного и развращенного мира, который постоянно хочет навязать нам свое мнение через средства массовой информации, моду, рекламу и прочее.
И для того, чтобы не только устоять в принципах Божьих, но и изменить культуру, общественный строй и общественное мнение, нам необходимо иметь Божественное дерзновение. Только оно способно помочь нам, следуя Божьим принципам, идти против течения, против пороков зараженного грехом мира, с мудростью завоевывать недосягаемые для других жизненные позиции: "По окончании тех дней, когда царь приказал представить их, начальник евнухов представил их Навуходоносору. И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить царю. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спрашивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его", Даниила 1:18-20.
Чем больше в обществе будет аморальности и упадничества духа, тем больше оно будет нуждаться в Божественном и моральном дерзновении. Во все времена люди готовы были поклоняться человеку вместо Бога - это значит, мораль в обществе настолько опускается и находится в таком тяжелом положении, что праведникам трудно следовать Божьим принципам. Однако, те, которые нашли в себе смелость и мужество выйти из толпы и отстаивать то, во что они верили, не остались не отмеченными Богом. Даниил отказался поклониться золотому истукану царя, поэтому Бог смог ему доверять и поставил правителем государства.
Очень часто общественная мораль противоречит Божьим принципам и ценностям, поэтому истинные христиане должны иметь твердую и активную позицию, что поможет им не слиться с обществом, не пойти за толпой. А для этого необходима огромная моральная выдержка и Божественное дерзновение.
Божественное дерзновение - это внутренний стержень, который позволяет человеку стать в защиту своих принципов, моральных ценностей, убеждений. Пример Сидраха, Мисаха и Авденаго - яркая иллюстрация истинного мужества. Трое сыновей Израиля, рискуя жизнью, стояли за то, во что они верили.
Моральные качества - это суть того, кем человек является. Мы созданы Богом быть порядочными, людьми высокой морали. Бог создал нас не только для того, чтобы нам жить морально, но также, чтобы нам быть Божьими представителями на земле, чтобы мы распространяли Его ценности, Его принципы, Его любовь, в то время, как мир навязывает искаженные, извращенные принципы морали во всех сферах жизни: в политике, экономике, на рабочем месте и даже в семье. Поэтому, чтобы жить благочестивой жизнью в этом веке, нужно иметь особую внутреннюю выдержку, стержень, дерзновение, которые дает только Бог.
Но быть благочестивым - это не единственная наша цель. Мы как христиане призваны убеждать и влиять. Мы призваны распространять принципы благочестия в обществе, призваны преобразовывать его. Именно по этой причине Иисус Христос подготовил и разослал по миру апостолов. Каждого из нас Бог желает видеть не термометрами, которые отражают реальную окружающую температуру, а термостатами, которые, в отличие от термометра, не отражают, а изменяют окружающую среду, ее температуру, климат. Другими словами, нам нужно не отражать окружающую действительность, а изменять ее коренным образом. Используя Божьи ценности, Божьи принципы и Слово Божье, мы как раз призваны изменить общество и привести как можно большее число людей к послушанию Христу, как это делали дети Израилевы.
Следовательно, нам нужно просить у Бога такие моральные качества, как силу воли, силу духа, чтобы стоять за Божье дело и господство Божьих принципов во всех сферах жизни. При этом важно учесть, что дерзновение начинается с того, во что человек верит, равно, как и аморальность начинается с мыслей. Если наши мысли пропитаны Словом Божьим и соответствуют Божьим мыслям, нам проще будет исполнять волю Божью, противостоять навязываемому миром греху.
От того, насколько человек наполнен Божьей моралью, Божьими ценностями, Божьими мыслями, именно настолько он чуток к праведности и способен отличить добро от зла и правильное от неправильного, Божье от дьявольского.
Если же человек не наполнен Божьим Словом, то ему сложно провести грань между добром и злом. Глаза и слух такого человека словно затуманены, потому что он не живет в близости к сердцу Отца и не слышит Его сердцебиения. Нам нельзя быть такими, потому что на нас возложена ответственность быть сильными правдой, не сломиться под давлением греха, направить жизнь общества в русло Божьей праведности. Наша способность исполнить это зависит от того, насколько мы сильны в духе, в Слове, и насколько мы имеем дерзновение - дерзновение моральное и дерзновение Божественное.
Необходимо не просто знать, что неправильно и критиковать, а надо отказаться делать то, что противоречит Слову Божьему, во всем следовать Божьим принципам, исполнять волю Бога, утверждать правду Божью на земле. Мы должны верою в Бога дерзновенно, в духе поменять порядок мира этого, чтобы он соответствовал порядку Царства Небесного.
Это то, ради чего пришел на землю Иисус Христос, это, ради чего на земле Дух Святой.
Итак, золотые истины, которыми каждому из нас следует руководствоваться:
1. Дерзновение Божье необходимо нам для того, чтобы вести моральный, праведный образ жизни и не сломаться под натиском греха.
2. Дерзновение Божье поможет нам не только устоять, но и повлиять на общество, преобразовать его.
3. Благодаря Божественному дерзновению верующие являются Божьими моральными агентами, а церковь - агентством моральных ценностей, во всем руководствующимся законами благочестия.
4. За дерзновение нужно молиться.
5. Дерзновение нужно применять, чтобы исполнить волю Божью.
Молитесь с дерзновением
Почему же нам так важно приходить к Богу с дерзновением ? Потому что если мы приходим к Нему со страхом, то мы просто отстраняемся от Него. И Он в таком состоянии не может помочь нам. Да, страх, стыд, чувство вины отстраняют нас Бога. Потому что, оставаясь со всеми этими чувствами, мы как бы говорим Ему: "Ты не можешь любить меня. Я плохой и недостойный. Пока я не стану хорошим, ты не будешь любить меня" и так далее. Таким образом, мы отвергаем Его любовь к нам. Мы отвергаем благодать, которую так ищем и о которой молимся. Потому что Божья благодать - это незаслуженная милость к тем, кто принял Христа в своё сердце. Потому что теперь мы стали не Его рабами, но Его детьми:
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими. (От Иоанна 1:12)
Если дети знают, что родители их любят, они не будут бояться что-то у них просить. Они не будут вообще их бояться. Нам нужно понимать, что есть огромная разница в том, чтобы кого-то бояться, и в том, чтобы уважать и почитать кого-то. Дети должны почитать своих родителей, но не бояться.
В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (1-е Иоанна 4:18)
Итак, познание Божьей любви даёт нам способность молиться с дерзновением без тени сомнения и страха. Познавая Бога, мы можем узнавать больше и больше, в чём состоит Божья воля. И когда наши молитвы соответствуют Его воле, и мы это твёрдо знаем, то у нас появляется всё больше и больше смелости, чтобы молиться об этом. Наша молитва, наша вера становятся дерзновенными.
В молитве и любом служении,
Пусть ты у Господа вблизи
Не потеряй благоговения:
Дерзай мой друг, но не дерзи!
Да, Бог желает дерзновения,
Но к дерзости он очень строг
Не забывай: ведь мы творение,
А Он наш Всемогущий Бог!
Хотя Его порой и «Другом»
Мы называем в простоте,
Но Бог ведь вовсе не прислуга,
Чтоб нам прислуживать везде.
И потому к Нему взывая,
Его о чём-нибудь моля,
Молись мой друг, не забывая,
Что нам дерзить Ему нельзя!
…А помолиться с дерзновением
Способен истинно лишь тот,
Кто к Богу с верой и смирением
В молитве пламенной придёт.
Но и в молитвенном «горении»,
Чтоб Бог тебя не поразил,
Не забывай благоговения:
Дерзай мой друг, но не дерзи.
Владимир Шельске