Click to view
Спасибо френду Толе, принес идеальную концепцию настоящей критики. Советую посмотреть ролик, в нем всего три минуты. Может, до кого-то, до кого не доходят мои посты, дойдет диалог из фильма? "Да не парься, Чарли, а? Нормально было, молодец!" Нет в нашем языке слова вреднее и опаснее слова "молодец". Прав маньяк Флетчер, всеконечно прав.
(
Настоящий Чарли Паркер никогда не сломается )
Я бы скопировал ссылку на твой пост для девочки, которую ты упомянула? Вроде, я попытался поговорить, но, кажется, взял неверный тон. Мне всегда было тяжело говорить с фанатами этого чтива - такие разговоры кончаются или фанатской истерикой, или ничем, а хотелось бы чего-то совсем другого. Может, поможет твой метод?)) Я им плохо владею.
Когда дело касается текста, который написал сам новичок, говорить легче, выходит более предметно. Но как зайдёт о его любимых книгах - так и швах. У них всех в голове сидит: успех! Издали! Читают! Восторги! Лайки! Миллионы мух не могут ошибаться! Пытаешься анализировать - отталкивается от сознания: критики в МФ или ещё где хвалили, а вы - склочник-придира-завидуете.
Я пока не знаю, как можно стащить их с этой просеки. По идее, надо объяснять и показывать на примерах, но беда в том, что примеров они фактически не принимают. Вот покажешь идеальный текст и кривой: не! Кривой - лучше, душевнее и вообще прекраснее! Только однажды фикёрша поняла и оценила Чехова - редчайшее исключение. Обычно: нет, Перумов пишет куда лучше и милее.
Там с головой такая печаль, что простые приёмы не срабатывают. Новая педагогика нужна)) И это если речь идёт, уточню, о просто читателях или пописывателях без претензий.
В графоманьё с претензиями остаётся только тарелками швырять))
Reply
Конечно, можешь скопировать ссылку, но девочка вряд ли поймет, что я не хотела ее обидеть. Что мне, наоборот, ЗА НЕЕ обидно: желание-то читать большое, но ЧТО она читает, боже мой... Фанатская истерика практически неизбежна, увы.
Впрочем, если после истерики придет понимание: что-то тут не так, прогнило что-то в моей кумирне, - уже хорошо. Это, если разобраться, максимум, на что мы можем рассчитывать. Незачем мечтать: человек сразу проникнется хорошим текстом, все поймет и свернет на верный путь со своей просеки, ведущей в ад.
Шкловский был прав, говоря: невозможно объяснить вкус дыни тому, кто годами жевал сапожные шнурки. Параллель с едой, кстати, очень показательна: если человек всюду добавляет маянезик, он добавит его и в фуа-гра, и в салтимбоку, и в консоме, даром, что каждое из этих блюд имеет специфику - максимально насыщенный собственный вкус. Нет, надо перебить незнакомый вкус химсоставом, знакомым с детства.
Новый вкус еще надо ХОТЕТЬ оценить.
Reply
Reply
После такого я не удивляюсь собственным ощущениям, когда некоторые милые (действительно милые) дети рядом с именем Толкина или Стругацких (о Гоголе и Брэдбери молчу) ляпают Картур-Уласевич-Расхреневич с Самиздатика.
Reply
Вряд ли, ага. Но меня тоже не поняла. И каждый раз - тоска от таких вещей... Обидно, обидно, но пока человек сам не сломает стены своей камеры или детской - ни фига не выйдет.
А ломать мало кто хочет. Зато вокруг толпа желающих мешать даже тем, кто пытается показать: вот в этой стене дверь, сюда можно выйти. Вот окно, на худой конец - сюда можно хоть выглянуть... Нет, закройте, уберите, сквозняк! Пусть детки сидят спокойно!
Фуа-гра с маянезиком - слёзы гастрокритика и его ночной кошмар))) Но ты права: насыщенный собственный вкус вызывает ужас у такой толпы любителей маянезика, что отчаяние берёт...
Reply
Ну вот и я каждый раз вижу, как от меня требуют чмафок и утипутенек, а то им болестно, если шаблон в каком-то месте лопается. Они хотят, чтобы с тем шаблоном поласковее, они же готовы читать классику по три книжки в год! А в остальное время копаться на помойке армадописева и СИ.
Страх перед незнакомым вкусом, его априорное отторжение, нежелание даже пробовать - он везде одинаков, что в чтении, что в еде. Ну и как средство примирения со странно пахнущей штукой - маянезик, под которым погибнет любой вкус; а литературный маянезик - мерисья, попаданчество, кровькишкираспидорасило, секас, аднаногая сабачка... И все не к месту, для оживляжа.
Reply
Что не отменяет того, что слова Флэтчера в ролике - святая правда. Но их, как и любую правду, можно довести до абсурда, с чем он и справился.
Reply
Мне страшно жаль тех, кто попадает в руки маньяка - в том числе и тех, кого маньяку удается превратить в себе подобного. И идеи хорошей насчет закалки таланта жаль. Потому что одно - не хотеть, чтобы над тобой смеялся оркестр, а другое - чуть не сдохнуть в канаве, потому что тебя подставили и едва не угробили.
Reply
Ну а мне самой никак не примерить на себя: как можно создавать собственное мнение, ориентируясь только на количество лайков. Вообще ориентируясь на чужие отзывы...
Reply
Reply
Leave a comment