В наши дни аббревиатура ЖЮФ (Женское Юмористическое Фэнтези) имеет четко выраженный негативный окрас. Женское фэнтези - оно такое женское, оно такое фэнтези, оно такое мозгоразжижающее! Ну что тут возразишь, отражая атаки клонов Мэри Сью? Когда отражаешь атаки, важнее дыхание не сбить, не до возражений осажденным.
Но однажды породив аббревиатуру НОМФ (Ну Очень Мужская Фантастика), я задумалась над смысловым наполнением своего детища. И поняла, что ЖЮФ и НОМФ не столько интерференция (в ботаническом смысле) образов Мэри и Марти из славного клана Сью, сколько эндосимбиоз - один живет внутри клеток другого и в ус не дует, получая все, что получает другой, и делая свое маленькое митохондрическое дело. Причем НОМФ определенно выполняет роль эндосимбионта, а ЖЮФ… ЖЮФ широко шагает навстречу требованиям окружающей среды. И передает НОМФ полученную информацию для переработки и использования.
Вот он, перед нами - фэнтези-труд, написан по жесткой схеме, навязанной автору его беспомощностью, бездарностью или безразличием к результату. Естественно, под титульным листом ждет вас: а) эпиграф, выдранный из каэспешной песни, б) пролог. В пролог вбухана история мира до Того Самого Конфликта. Война, геноцид, нашествие бабуинов-убийц - ну что-то же было? Что-то поколебало великое равновесие отменной экологии и вечного позитива в недрах описываемой вселенной? И вот это, которое поколебало, автор сейчас как есть изложит.
ЖЮФ полагает, что первопричиной колебаний является человек. Или двое. Скажем, запретная любовь или великое предательство. И немедленно осчастливит читателя подробным перечислением важных деталей. Как-то: какого цвета были глаза, ногти и волосы великой жрицы/королевы/богини героини в момент, когда она нарушала великий магический баланс. Причем окрас будет не синим-красным-желтым (Фи, как можно! Плебейство!), а кармин-шафран-индиго с серебряными звездами по изумрудному полю. Она стояла на донжоне/на утесе/на молитве/на стреме и переживала, но поделать с собой ничего не могла. А ее возлюбленный скакал вдаль, как все они, когда надо поддержать страдающую женщину.
НОМФ к началу переломной эпохи подгонит вселенских сил, против которых и добросовестные монархи/жрецы/боги любого окраса бессильны. Перечислит страны и регионы, которые встали за и которые пошли против. Если название воспроизводит чихание кота под диваном - перед вами темные. А если напоминает вой из кабинета стоматолога - значит, светлые. Тот же прием придания красоты и значительности антуражу, но - другими средствами. Не цветом, а звуком.
Пройдет тысяча лет. Меньшими отрезками времени фэнтези пренебрегает. Разумеется, за тысячу лет ничего не изменится в описываемых мирах, они так и останутся средневековыми, народы в них пороха не выдумают, а по-прежнему будут считать, что селитра существует только на стенах выгребных ям. И обстреливать друг друга будут исключительно болтами - тысяча лет сплошных болтов. Женское фэнтези сосредоточится на фасонах одежд, ничуть не изменившихся за десять веков, помянет дублеты, камизы, эннены. Мужское станет рыться в бармицах, хауберках и бацинетах. И никто ни слова не скажет о шоссах и брэ, потому что вопрос о трусиках Галадриэли не решен, но отложен. Опять средства разные, а приемчик один.
В мир, недурно обжившийся на краю пропасти, является спаситель(ница). Ни то, ни се, ни два, ни полтора, ни рыба, ни мясо, волосы русые, глаза светлые, белой расы, юных лет, особых примет не имеет. На новом месте проживания спаситель(ница) мутирует: женские особи резко меняют окрас на более яркий (брачный?), мужские - стремительно наращивают мускульную массу без помощи стероидов и анаболиков. Тоже, согласитесь, принципиальной разницы не видать.
Все мы знаем, как тяжело новичку прописаться в новой среде. Зажимают, не дают ходу, игнорируют, назначают на низкооплачиваемые должности. Спаситель(ница) нарушает эти установки одной левой - да что там, одним взмахом ресниц. К его/ее поведению присматриваются с небывалым вниманием. Даже хочется спросить: этого человека ведут? Он под колпаком у спецслужб? На всех магических кристаллах мира самые влиятельные персоны наблюдают в режиме он-лайн, как спаситель(ница) внезапно хорошеет, обрастает мускулами, связями, артефактами и магическими навыками. Иерархическая лестница под ногами у представителей семейки Сью превращается в эскалатор. Неважно, что ЖЮФ предпочитает выдвигать своих главгероев на рынок невест, а НОМФ - на рынок военных чинов. Все равно пред светлы очи могущественных магов и правителей ГГ предстает, пребывая в статусе младшей феи/старшего ефрейтора. Вопрос «С чего вдруг сильные мира сего обращают внимание на мелкую сошку, грязь под ногами?» отпадает, как и не было его.
Невзирая на сухие постулаты социологии, утверждающей, что средневековое общество - общество традиционное, человек без роду-без племени в нем доверием не пользуется, главгерои обоих полов мгновенно обзаводятся командой, готовой жизнь за них положить и на блюдечке с каемочкой поднести. Только ЖЮФ внезапно поразившее аборигенов безумие обоснует любовью, а НОМФ - дружбой. И оба литературных течения, не дрогнув веком, совместят детскую открытость сердца местных обитателей с хитростью и кровожадностью все тех же местных обитателей. Хитрые, кровожадные и доверчивые аборигены в свете надвигающегося апокалипсиса. Их надо научить жить.
Мэри предпочитает учить туземцев моральному бремени белого человека, планомерно расшатывая самооценку обучаемого. В нехитрых формах школьной травли омега-новичка альфа-сукой. Марти использует те же подколки и подначки, что и Мэри, только приправляет их финальным ударом в ухо. Если насмерть не убьет - возьмет в свою кодлу… э-э-э… команду. Так же, как и Мэри: если не доведет оппонента до мизогинизма - возьмет его в свиту обожателей. И ведь идут! И ведь соглашаются! А почему? А потому, что ЖЮФ и НОМФ к психологии столь же равнодушны, сколь и к социологии.
К месту великого противостояния света и тени герои подгребают груженые, словно ослы - магическими артефактами, боевыми умениями, идеями переустройства мира и обязательствами перед соратниками. Они еле дышат под тяжестью собственной мощи. Они связаны по рукам и ногам пророчествами, отчего неспособны впустить в свой мозг ни грана здравого смысла. Разумеется, они победят - с такой выкладкой и с такой зашоренностью нельзя не победить, потому что это противоречит всем законам логики. Но ЖЮФ и НОМФ пофигу логика, а вместе с ней и прочие науки о человеке и социуме. Занавес.
Создается впечатление, будто эти разновидности фэнтези идут голова к голове, не поймешь, кто тут на ком паразитирует. И все-таки мне кажется, что фото-финиш установит: бабы лидируют с опережением. Именно потому, что НОМФ всерьез полагает: оно - противоположность ЖЮФ. То есть оно отталкивается от законов, по которым женское фэнтези строит свои бесчисленные миры. Оно желает эпатировать любительниц ЖЮФ, ему сладко видеть недоумение и возмущение на лицах противных девчонок/теток, возомнивших о себе черт-те что. В ход идет все: обширные лекции по культурологии и истории оружия, выкладки из судмедэкспертизы и квантовой физики. Даже если не к месту. Даже если утяжеляет текст до полной нечитабельности. Даже если делает картон еще картоннее, а рояль еще рояльнее.
Но быть противоположностью - это почти то же самое, что быть отражением. Пока объект твоего раздражения не замаячит перед зеркалом, тебя как бы не существует. Ты не ищешь новых путей и взглядов на мир. Ты переворачиваешь уже существующие. А чтобы их перевернуть, надо, чтобы они были.
Когда-то ЖЮФ избрало в качестве главного метода схематизацию качественных, оригинальных и обоснованных фабул. Разве можно обвинить Толкиена, Ле Гуин, Саймака в ходульности, в перенесении своих комплексов на бумагу? Всякий настоящий писатель понимает: полноценную вселенную из детских обид и подросткового негативизма не создашь. Приходится искать и находить что-то еще для создания новых вселенных. Женское фэнтези задалось вопросом «Мне оно надо?» - и породило рояль в кустах, он же deus ex machina. Со временем армадам писательниц стало казаться, что так и надо. Только так и никак иначе. НОМФ, со своей стороны, уже не видит того, что методичками ЖЮФ не предусмотрено. И юзает рояли вкупе с богами из машины, стараясь придать богам и роялям максимально пацанский характер. Главное - заставить целевую аудиторию женской фэнтези наморщить носики.
Впрочем, настоящих писателей эта гонка вооружений не касается. Действительно хорошие книги не имеют гендерно обусловленной аудитории. Чем лучше книга, тем легче она протекает меж холодных и ловких пальцев маркетинга, рассчитывающего то на девочек, то на мальчиков, то на технолюбов, то на магофилов, то на молодежь, то… нет, всегда на молодежь, всегда. Читателей старше тридцатника, согласно последним разработкам маркетинга, не существует.
А хорошая книга игнорирует их и отправляется в путешествие по душам РАЗНЫХ людей. Ей не важен пол, возраст и страна проживания читателя. Наоборот - это она, хорошая книга, может предоставить читателю новую страну, а то и новую вселенную. Где он узнает о себе нечто новое, не попадающие ни в какие анкеты.