...немного лекмановщины (полный текст статьи см. https://cyberleninka.ru/article/v/o-vozmozhnom-biograficheskom-podtekste-soneta-o-mandelshtama-kazino-1912) Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, может скрывать мандельштамовское стихотворение с содержащим подсказку для своих и загадку для чужих заглавием - «Казино» [...] Здесь почти документальным кажется эпитет «бездыханная», приложенный к «душе» [...] «серому пятну» природы (убившей художника) противопоставлена насыщенная богатыми цветовыми оттенками комната «Казино» [...] Кстати сказать, роза, введенная в стихотворение Мандельштама через сравнение («как роза»), может считаться своеобразной эмблемой сапуновского творчества [...] Нельзя ли предположить, что мотив чайки в стихотворении «Казино», помимо своего прямого назначения, призван был напомнить о Комиссаржевской - прославленной исполнительнице роли Нины Заречной в пьесе Чехова? [...] Без пяти минут акмеист Мандельштам, отчасти противореча программным установкам поэтической школы, сложившейся усилиями Гумилева и Городецкого, воспевал не «серое пятно» действительности, а действительность, преображенную творящим усилием художника.
Чисто Вуди Аллен в рассказе "Квитанции Меттерлинга".
Наконец-то издательство «Жюлик и сыновья» выпустило в свет первый том собрания прачечных квитанций Меттерлинга («Ханс Меттерлинг. Собрание прачечных квитанций». Том I; 437 стр.; XXXII стр. предисловия; предметный указатель; 18 долл. 75 ц.), включающий в себя научный комментарий Понтера Айзенбуда, известного исследователя творчества Меттерлинга. Можно только приветствовать разумное решение опубликовать первый том, не дожидаясь окончания работы над всеми четырьмя томами этого фундаментального издания. Появление блестящего, безупречного в научном отношении труда положит конец досужим обвинениям, будто бы издательство «Жюлик и сыновья», неплохо заработав на публикации пьесы Меттерлинга, его романов, записных книжек, дневников и писем, намерено и впредь стричь купоны на той же ниве. Как же ошибались злопыхатели!
Уже самая первая квитанция: трусы………………….6 майки …………………4 носки голубые ……………6 сорочки голубые ………….4 сорочки белые…………… 2 Не крахмалить!
представляет собой замечательное по глубине введение в творчество мятежного гения, которого современники называли «Пражский чудила». Черновики первой квитанции создавались в период работы над «Исповедью сырной головы», сочинением ошеломляющей философской мощи, в котором автор не только доказывает ошибочность взглядов Канта на Вселенную, но и отмечает, что за свой труд не сумел получить ни гроша. Отвращение к крахмалу весьма характерно для рассматриваемого периода жизни Меттерлинга. Обнаружив, что белье, указанное в квитанции N° 1, было все же туго накрахмалено, мэтр впал в глубокую депрессию. Его квартирная хозяйка, фрау Вайзер, сообщала друзьям: «Герр Меттерлинг уже несколько дней не выходит из комнаты и рыдает над трусами, которые накрахмалили вопреки его воле. Как известно, Брёйер{[1]} уже указывал на связь накрахмаленного нижнего белья с постоянно мучившим Меттерлинга подозрением, будто некие толстощекие личности распускают о нем злонамеренные слухи (см. «Меттерлинг: параноидально-депрессивный психоз и ранние квитанции». Изд. «Цейс-пресс»). Тема нарушенных указаний прослеживается в единственной пьесе Меттерлинга «Удушье», герой которой Нидлман по ошибке прихватил с собой в Валгаллу заговоренный теннисный мяч.
...учтите, что г-н Лекманов специалист - кандидатская по "Камню", докторская про некий "структурализм акмеизма"; эта подборка сплетен и анекдотов из общедоступных источников - всё, что может сказать Лекманов о том, что якобы хорошо знает (точно так же он "изучает" и всех остальных поэтов, а также поэтические группировки и течения - с той лишь разницей, что знает о них мало или ничего не знает)... ...но, опять же, это ему в особую вину ставить никто не собирается - там все так пишут; удивляет другое - изведя семь страниц на бессмысленное доказательство того, что данное стихотворение может быть связано с конкретным случаем из жизни (и так понятно, что знакомые Мандельштама тонули не десятками в год, и достаточно было просто упомянуть "случай Сапунова"), наш "ученый" чуть ли не в последнем абзаце наконец пытается ответить на простой вопрос - "почему произведение датировано "временем до события"?". Ответ шедеврален: "Может быть, Мандельштаму, крайне редко в свой ранний период метившему стихи не только годами, но и месяцами, просто не очень хотелось, чтобы его сонет в сознании друзей-модернистов был непременно приурочен к дате гибели Сапунова?"... "Может быть", ага; если же предположить, что стихотворение написано котом ("крайне редко метившим стихи"), то перед г-ном Лекмановым та-а-акие перспективы написания новых монографий открываются...
Вот же па-акость. И сколько же я таких встречала... Хотя в застойные времена этой дряни было меньше, над нею смеялись. Мой знакомый, ученый-историк с мировым именем (Владимир Васильевич Кабанов, думаю, вы его помните), говорил о таких: "Не пишет, а словно кончает в чернильницу". Теперь-то, конечно, не в чернильницу, а на клавиатуру. Хоть бы убил уже комп и замолчал, котик-любитель метить что ни попадя.
...Кабанов, конечно, не этим чета - не сказать, что все его труды знаю, но про крестьянское хозяйство очень сильные работы были, да и "Слухи как исторический источник" гораздо взвешеннее и полезнее, чем работы современных исследователей из круга Сашеньки Архиповой - тем бы только хайпануться (или как там теперь говорят)... Лекманова же более-менее помню еще относительно молодым исследователем, и первые два-три раза даже с интересом его доклады слушал ("А Ахматова его хрясь, а он такой хлоп с копыт, а в это время Кузмин проходил, испугался и написал сонет"), но он же ведь не ограничился своими акмеистами (там хоть факты не столь сильно перевирает) и стал буквально на Шекспиров замахиваться ("А тут Рабле его хрясь, а тот в ответ бац по щщам, а Марло добавил в мурло")....
Да, это был ученый старой школы. Его бы никто не назвал ни любителем хайпа, ни имперсонатором, "колеблющимся с линией партии". А такие, как Лекманов, сами не замечают, что их склонная к сплетенкам натура не натягивается на научное мышление. Они описатели, а не аналитики. И уж конечно научное заключение, ради которого и ведется исследование, им не по зубам.
...как раз на тему "описания" и филологии в РГГУ - https://vdocuments.mx/documents/-5750a9851a28abcf0cd0d8b8.html ...почти то же самое и в диссертации г-жи Лобановой; я, наверное, чего-то не понимаю (а полного текста диссертации не нашел), но статья точно написана по принципу "не совой об пень, так пнём об сову"...
...и это еще при живом Тамарченко, который хоть как-то пытался приобщить эту компанию к науке, а сейчас из более или менее известных лиц только Тюпа да Магомедова остались (и то не сказать, чтобы великие теоретики), прочие же - какие-то перебежчики из Литинститута, которые даже там не пригодились...
...так и есть; вот, например, Скулачев (правда, "старым" Скулачевым вроде не родственник, но активист знатный - с младых ногтей координатор либеральных педагогов-хунвейбинов, а нынче чуть ли не президент их ассоциации): Ритмика поддерживает один из главных мотивов стихотворения - преодолеваемое противопоставление замкнутости, камерности и открытости, проницаемости пространства (шире - частного, сиюминутного и вечного, бесконечного), иначе говоря - мотив мимикрии человека и мира. Так, выделяются ритмически 2-я (нет ударения на 3 слоге), 7-я (нет ударения на 6 слоге, есть на 7-м), 15-я (только 2 ударения; здесь также длинная «пауза» между ударениями соответствует образу пространственной протяженности) и 31-я строки. Именно в этих строках сталкиваются важнейшие пространственные образы «маленького» мира героев и «большого» мира. ...стихотворение при этом г-ном Скулачевым же услужливо размечено; смотрим искомые строки: 2 Дом на Стороне Петербургской. 7 Примостясь на твоем подоконнике, 15 Как раскинувшийся панорамою 31 Ветви яблоновые и вишенные ...ну ладно, скудоумие вынесем за скобки - на истфиле умные не задерживаются, но должна же быть хоть какая-то программа обучения (ведь университет аккредитацию проходит), предполагающая, в частности, что "стиховеды" хотя бы введение в акцентологию прослушали...
А также что значит "мимикрия мира"? Ну ладно, предположим, можно счесть маскирующую раскраску тела у первобытных племен аналогом животной мимикрии - но мир? Зачем МИРУ мимикрировать? Перед кем? Вернее, от кого? Маленький мир спасается от большого?
В этом случае можно говорить о маскировке, отгораживании, эндемичности. Мимикрия - защитный окрас при намеренном или вынужденном и тесном контакте, ничего более. Если этот тип порет ту же фигню в своих профессиональных вопросах, нафига он там нужен?
Мне еще понравилась складная, гладкая демагогия товарища: "В связи с этим у нас возникает вопрос: какую молодежь мы хотим вырастить? Образованную, интеллигентную, культурную, думающую, ту молодежь, которая сделает то, о чем говорил президент во время своего последнего выступления, совершит инновационный прорыв, станет основной силой технологического и культурного прорыва; молодежь не зашоренную, не клишированную, нестандартно мыслящую. Или молодежь, которая привыкла воспроизводить чужие мысли, несистемный калейдоскоп абстрактных идей, мыслить несистемно, поверхностно, читать по верха, говорить о прочитанном по пересказу с сайта briefly.ru, говорить поверхностно, скакать от одной мысли к другой мысли, от одного произведения к другому произведению".
Утибози, какая знакомая системка! Хочешь выбить что тебе надо - упомяни комсомол, партию, товарища генсека и заветы Ильича. А незашоренная-неклишированная-креативная, небось, переводится как "шебутное чмо, которое и учить-то не надо"?
...и даже в случае с Пастернаком - ну что кроме отвращения можно привить читателю/слушателю таким вот разбором? Я и так-то из всего "Доктора Живаго" помнил только строчки про "оробелую верность тайне" (причем почему-то вырванными из контекста стихотворной вставки - в контексте они ведь вовсе не про тайны творчества, а как раз таки "асадовщина" в худшем смысле), а тут опять осудить (не перечитывая) захотелось - зачем великому поэту (к тому же вроде осознававшему, что является мастером слова, но отнюдь не гигантом мысли) понадобилась вся эта протостепановщина? Надеюсь, покойный гений меня простит - тот самый араб (которому, как Насеру, всё едино - что Железныый крест, что звезда Героя) из многажды руганной экранизации в роли Живаго смотрится очень органично...
Я и сама не люблю этот роман. Не надо бы гениальным поэтам писать романы, даже если эпоха им выпала самая что ни на есть романическая, бурная, тревожная и непредсказуемая. Поэтический дар и дар романиста противоположны друг другу. Стайер и спринтер - разные типы спортсменов. Делать и то, и другое одинаково хорошо одно тело не может. Так же и ум.
Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, может скрывать мандельштамовское стихотворение с содержащим подсказку для своих и загадку для чужих заглавием - «Казино» [...] Здесь почти документальным кажется эпитет «бездыханная», приложенный к «душе» [...] «серому пятну» природы (убившей художника) противопоставлена насыщенная богатыми цветовыми оттенками комната «Казино» [...] Кстати сказать, роза, введенная в стихотворение Мандельштама через сравнение («как роза»), может считаться своеобразной эмблемой сапуновского творчества [...] Нельзя ли предположить, что мотив чайки в стихотворении «Казино», помимо своего прямого назначения, призван был напомнить о Комиссаржевской - прославленной исполнительнице роли Нины Заречной в пьесе Чехова? [...] Без пяти минут акмеист Мандельштам, отчасти противореча программным установкам поэтической школы, сложившейся усилиями Гумилева и Городецкого, воспевал не «серое пятно» действительности, а действительность, преображенную творящим усилием художника.
Reply
Наконец-то издательство «Жюлик и сыновья» выпустило в свет первый том собрания прачечных квитанций Меттерлинга («Ханс Меттерлинг. Собрание прачечных квитанций». Том I; 437 стр.; XXXII стр. предисловия; предметный указатель; 18 долл. 75 ц.), включающий в себя научный комментарий Понтера Айзенбуда, известного исследователя творчества Меттерлинга. Можно только приветствовать разумное решение опубликовать первый том, не дожидаясь окончания работы над всеми четырьмя томами этого фундаментального издания. Появление блестящего, безупречного в научном отношении труда положит конец досужим обвинениям, будто бы издательство «Жюлик и сыновья», неплохо заработав на публикации пьесы Меттерлинга, его романов, записных книжек, дневников и писем, намерено и впредь стричь купоны на той же ниве. Как же ошибались злопыхатели!
Уже самая первая квитанция:
трусы………………….6
майки …………………4
носки голубые ……………6
сорочки голубые ………….4
сорочки белые…………… 2
Не крахмалить!
представляет собой замечательное по глубине введение в творчество мятежного гения, которого современники называли «Пражский чудила». Черновики первой квитанции создавались в период работы над «Исповедью сырной головы», сочинением ошеломляющей философской мощи, в котором автор не только доказывает ошибочность взглядов Канта на Вселенную, но и отмечает, что за свой труд не сумел получить ни гроша. Отвращение к крахмалу весьма характерно для рассматриваемого периода жизни Меттерлинга. Обнаружив, что белье, указанное в квитанции N° 1, было все же туго накрахмалено, мэтр впал в глубокую депрессию. Его квартирная хозяйка, фрау Вайзер, сообщала друзьям: «Герр Меттерлинг уже несколько дней не выходит из комнаты и рыдает над трусами, которые накрахмалили вопреки его воле. Как известно, Брёйер{[1]} уже указывал на связь накрахмаленного нижнего белья с постоянно мучившим Меттерлинга подозрением, будто некие толстощекие личности распускают о нем злонамеренные слухи (см. «Меттерлинг: параноидально-депрессивный психоз и ранние квитанции». Изд. «Цейс-пресс»). Тема нарушенных указаний прослеживается в единственной пьесе Меттерлинга «Удушье», герой которой Нидлман по ошибке прихватил с собой в Валгаллу заговоренный теннисный мяч.
Reply
...но, опять же, это ему в особую вину ставить никто не собирается - там все так пишут; удивляет другое - изведя семь страниц на бессмысленное доказательство того, что данное стихотворение может быть связано с конкретным случаем из жизни (и так понятно, что знакомые Мандельштама тонули не десятками в год, и достаточно было просто упомянуть "случай Сапунова"), наш "ученый" чуть ли не в последнем абзаце наконец пытается ответить на простой вопрос - "почему произведение датировано "временем до события"?". Ответ шедеврален: "Может быть, Мандельштаму, крайне редко в свой ранний период метившему стихи не только годами, но и месяцами, просто не очень хотелось, чтобы его сонет в сознании друзей-модернистов был непременно приурочен к дате гибели Сапунова?"... "Может быть", ага; если же предположить, что стихотворение написано котом ("крайне редко метившим стихи"), то перед г-ном Лекмановым та-а-акие перспективы написания новых монографий открываются...
Reply
Reply
Reply
Reply
...почти то же самое и в диссертации г-жи Лобановой; я, наверное, чего-то не понимаю (а полного текста диссертации не нашел), но статья точно написана по принципу "не совой об пень, так пнём об сову"...
Reply
Reply
Reply
Reply
Ритмика поддерживает один из главных мотивов стихотворения - преодолеваемое противопоставление замкнутости, камерности и открытости, проницаемости пространства (шире - частного, сиюминутного и вечного, бесконечного), иначе говоря - мотив мимикрии человека и мира. Так, выделяются ритмически 2-я (нет ударения на 3 слоге), 7-я (нет ударения на 6 слоге, есть на 7-м), 15-я (только 2 ударения; здесь также длинная «пауза» между ударениями соответствует образу пространственной протяженности) и 31-я строки. Именно в этих строках сталкиваются важнейшие пространственные образы «маленького» мира героев и «большого» мира.
...стихотворение при этом г-ном Скулачевым же услужливо размечено; смотрим искомые строки:
2 Дом на Стороне Петербургской.
7 Примостясь на твоем подоконнике,
15 Как раскинувшийся панорамою
31 Ветви яблоновые и вишенные
...ну ладно, скудоумие вынесем за скобки - на истфиле умные не задерживаются, но должна же быть хоть какая-то программа обучения (ведь университет аккредитацию проходит), предполагающая, в частности, что "стиховеды" хотя бы введение в акцентологию прослушали...
Reply
В этом случае можно говорить о маскировке, отгораживании, эндемичности. Мимикрия - защитный окрас при намеренном или вынужденном и тесном контакте, ничего более. Если этот тип порет ту же фигню в своих профессиональных вопросах, нафига он там нужен?
Reply
https://godliteratury.ru/events-post/7-principov-pravilnogo-chteniya-antona
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/literature-sochinili-standart-31058.html
https://polymus.ru/ru/persons/anton-skulachev/ - тут две вещи особенно хороши: "отредактировал тексты Олега Григорьева" (ну да, для них "отредактировать" - примерно как жопу подтереть, только еще проще) и "еще студентом преподавал в гимназии" (могу ошибаться, однако не только факт обучения в ИФИ РГГУ, но и полученный там диплом сам по себе не дает права преподавать в государственных общеобразовательных учреждениях)...
Reply
Утибози, какая знакомая системка! Хочешь выбить что тебе надо - упомяни комсомол, партию, товарища генсека и заветы Ильича. А незашоренная-неклишированная-креативная, небось, переводится как "шебутное чмо, которое и учить-то не надо"?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment