Jun 03, 2015 12:38
С конца прошлого года меня как-то затянула тема серебряного века и вообще того времени и тащит до сих пор, причем с минимумом стихов, вот как я умею. Сначала Одоевцева, потом Дневники Нижинского ( не осилила больше половины, как угодно убеждайте в художественности-не поверю. Дневники ужасные и страшные. Жаль его мучительно, какой же это ад-душевные болезни. И, кстати, почитаешь, сопоставишь и начинаешь тихо ненавидеть Дягилева, понятно, что без него не было бы того-то и того-то, но Нижинского он сделал абсолютной игрушкой в своих руках.
Потом опера " Огненный ангел"(ну вы читали) и одноименный роман Брюсова. Какая потрясающая книга, доложу я вам! А ведь я раньше и не подозревала, что у Брюсова есть проза. Роман очень последовательный, проработанный, видно, что автором прочитана гора литературы для того, чтобы сделать жизнеописание средневекового рыцаря правдоподобным и захватывающим плюс гора литературы по алхимии и магии. По мере развития сюжета читателя ведут сначала в самые кущи чернокнижья ( при прочтении той части книги, в которой герои погрузились в опыты и колдовство у меня в жилах кровь застывала-не от страха, а от непосредственности, с которой ты вместе с героями оказываешься вовлечены в это все. Начало казаться, что я участвовала и в попытках управлять демонами, и подглядела за шабашом, знаете, это жутко. Хотелось даже отложить книгу и просить прощения... Ну понимаете) . А потом так же просто Брюсов выводит тебя в обычный мир, развенчивает всю экзальтацию устами одного из героев-ученого, которого все считали мистиком- Агриппы. В который раз дивишься в какие крайности может бросать человека любовь и тридцать раз порадуешься, что такой вид любви тебя миновал.
Ну и конечно сюжет оперы -лишь половина сюжета романа и концовка совсем другая. Оперный пафос сжигания Ренаты на костре против выматывающей всю душу смерти Ренаты на руках Рупрехта в книге.
Все это сопровождалось у меня какими-то статьями и документальными фильмами о любовном треугольнике Брюсова, Петровской и Андрея Белого, они-то и стали прототипами главных героев.
И еще я посмотрела в интернете постановку Мариинского, да, еще раз оперу... Опять не пожалела: сильнейшая трактовка, несколько иная, чем в Большом, там англичанин Фриман поработал, да как поработал: практически в течение всей оперы на сцене -лысые, выкрашенные в белое отвратительные демоны невообразимо выворачивают суставы и гадко ползают неподалеку от главной героини, а финальная сцена с экзорцизмом, когда монахини срывают с себя одежды и управляемые, пустые, голые и бритые налысо бьются под взглядами и телами торжествующих демонов, а потрясающая Горчакова-Рената на костре инквизиции тоже оказывается лысой в противовес шикарным длинным темным волосам в начале оперы, ух!!!
музыка,
книги