Думаю, что все пензенцы в курсе, что у нас полторы недели назад прошла премьера оперы. Для иногородних френдов на всякий случай скажу, что в нашем городе никогда не было своих оперы и балета, по историческим справкам вроде бы в начале прошлого века имелась некая труппа, однако она не просуществовала долго и ни одной масштабной постановки не было.
И вот в этом году к юбилею города все-таки осилили поставить оперу, выбрали для старта "Травиату". Я пишу "осилили" не в том смысле что "еле-еле" или "кое-как", просто из разных бесед у меня сложилось такое ощущение, что это было и самом деле непросто и по деньгам, и по проталкиванию проекта, по времени подготовки и прочее, прочее.
Я лично считаю, что получилось! Не без ошибок, конечно, но получилось. Я смотрела оперу во второй премьерный день, что было в первый -не знаю, очень хотелось бы почитать отзыв, причем отзыв какой-то нормальный, неанонимный (форум пнз не считается).
Про плюсы.
Во-первых наши: хор и оркестр - молодцы! Оркестру бы чуть повнимательнее на увертюре к первому акту,это же самое главное, это вводит зрителя, слушателя в произведение, а по остальному звучанию вообще нет никаких претензий, очень заметно, что старались и выкладывались.
Хор пел отлично, как самый настоящий оперный хор! Учитывая, что эти артисты впервые пели в опере - здорово!Еще раз хочется сказать спасибо за труд!
Из приглашенных солистов Татьяна Федотова из театра им Покровского просто суперская! Какое счастье, что ее героине -Виолетте принадлежит бОльшая часть арий!:) Причем Татьяна сама по себе очень стройная невысокая блондинка и, судя по рукам, еще и спортом занимается (нет, не бойтесь, не качок, просто атлетичные руки:)) но именно это придавало определенный шарм, добавляло современности, невозможно уже адекватно воспринимать необъятных пожилых див, как норму. Когда из такого хрупкого тела исходит такой голосина, это - настоящее волшебство! Все платья Виолетты мне очень понравились (их было три-черное, красное, белое и эти цвета по сюжету были очень в тему, они были спокойные, элегантные и в то же время яркие, заметные), мне понравилось ее сценическое поведение, ее движения (разве что швыряли на пол ее слишком часто). В общем моя фаворитка- это сопрано Татьяна Федотова, она была украшением и в какой-то мере спасением. От чего спасением - скажу в рубрике минусы.
Еще мне понравился исполнитель роли Жоржа (отца Альфреда) Александр Мартынов (из Новой оперы)
Кстати, про типичный косяк многих театров: не купил программку(или куда-то дел) - не узнаешь кто кого пел. Давно бы, мне кажется, пора выкладывать подобные данные в Интернете, особенно когда оперы в городе не каждый день идут. Сейчас зашла на сайт филармонии - хоть бы расписали кто кого пел в первый и второй день, по-моему это несложно. местные солисты- вообще через запятую без фотографий...
Неплохо справился с партией барона наш солист, которого не могу назвать, потому что нет программки:)
И еще мне понравилось то, как выглядела сцена, понравился этот мост и манипуляции с ним. То,что было на переднем плане - бедновато, конечно, но минимализмом назвать все же можно. Виолетта - больной человек, в последнем акте мне было ужасно жаль солистку, что ей приходилось падать в деревянное кресло или страдать на деревянном стуле, слишком ортопедично. Мне кажется для данных сцен просто необходимо какое-то подобие кушетки-рекамье или козетки или чего-то такого небольшого, но удобного.
А еще мне понравилась публика, было очень мало будничных лиц и одежд, люди пришли на праздник и в общем тепло и с душой принимали артистов.
Теперь минусы.
Самым жирным минусом для меня стал исполнитель партии Альфреда. Тужик его фамилия, если не ошибаюсь (из Новой оперы). Я даже не знаю, как описать его голос...ээээ...ну во всяком случае для тенора это СЛИШКОМ громко и сыро! На ухо тяжело ложится, по-солдатски как-то.
Многие боялись за акустику драмтеатра, да, там есть такая фишка, что стоит артистам как-то повернуться и голос "уходит", хотя, можно, к примеру, просто или так не вертеться и заменить передвижения по сцене, собственно ПОД эту самую сцену. Так вот данный Альфред в любом положении был слышен! Он мог бы и из-за сцены петь, я так думаю,а может даже с улицы.
Второй минус - это костюмы хора. Какие-то невнятные белые одежды с рваными подолами плюс черные плащи. Я бы даже сказала УЖАСНЫЕ черные плащи. Черный цвет может выглядеть дорого,а может - как черные шторы в советских школьных кабинетах, которые использовались для того,чтобы закрывать окна на время просмотра слайдов. Такой линялый убогий вид у данного черного цвета. Еще хор был в венецианских масках (это выглядело хорошо) и в цветных карнавальных шляпах(которые выглядели ужасно дешево, похоже это из ассортимента канцелярских магазинов).
Ну и третья неудача -это пусть небольшая, но все-таки партия служанки Виолетты, пела какая-то наша солистка, дикий контраст с другими солистами. Лучше бы она просто проговорила свою партию.
Казалось бы, столько минусов назвала и все равно считаю, что удалась опера, почему? Потому что атмосфера все равно была создана! Праздничное настроение и какая-то хорошая энергетика труда плюс великолепная музыка, несомненные удачи сглаживали все, что прихрамывало.
Дело-то в том, что полноценные оперные гастроли каких-то столичных театров нам не грозят,я так понимаю, все антрепризные труппы хоть со спектаклями, хоть с балетом, хоть с чем - сплошная халтура и галопный уровень, а здесь видна заинтересованность. Но я не претендую на истину в последней инстанции, знаю немало людей, которых коробит от малейшей неверной ноты, но подобное чаще всего идет в разряде "могу слушать только Карузо" и "ем только свежие устрицы" и как результат - ни устриц, ни Карузо в жизни не присутствует, а в машине - радио 101.8.