Абсолютно мой фильм от и до. Как хорошо, что он шел больше двух часов, я по крайней мере не хватала эмоции ртом,чтобы надышаться,не закашливалась и не сбивала дыхание, а дышала в обычном режиме.
Если у вас нету тети, то вам ее не потерять.
Обычный японский парень Сё без определенных занятий и целей неожиданно оказывается свидетелем и ретроспективным наблюдателем судьбы своей тети Мацуко, о существовании которой он узнал только после ее смерти. В заваленной разным барахлом квартирке Сё вдруг появляется его отец с белой, похожей на сундучок, урной с прахом изгнанной из семьи много лет назад сестры. Отец просит Сё навести порядок в квартире убитой тети, со вздохом констатируя факт, что ее жизнь была абсолютно бессмысленной.
Сё оказывается в жалком бараке, в абсолютно замусоренной квартире, но вдруг среди мусора, пустых бутылок, остатков еды и всякой гадости (последние годы жизни тетя была городской сумасшедшей) ему начинают попадаться свидетельства нормальности, оригинальности натуры Мацуко, свидетельства ее красоты, ее уникальности. От старых фотографий до нацарапанных на стене барака цветными мелками в манере Поллока иероглифов, взывающих о помощи. Парень втягивается в исследование тетиной жизни, неожиданно стали появляться немногие люди, которые ее знали, из обрывков воспоминаний этих людей, отца и каких-то личных вещей складывается удивительная судьба.
Удивительна она тем, что ставит вопрос, а что вообще имеет такой уж смысл, чтобы после смерти хор живущих вынес вердикт, да, однозначно в данной жизни был смысл. Она просто жила, причем повороты ее судьбы порой были необычны, иногда драматичны, иногда комичны. Она не пришла к стандартному "вышла замуж-родила детей-заработала денег", но не поэтому ее жизнь-драма. Мацуко отчаянно нуждалась в любви, она искала ее и не нашла.
Манера, в которой снят фильм, понравится не всем: картины обычной жизни часто срываются на мюзикловость, на излишнюю яркость, вплетена анимация, иногда цвета картинки кислотные настолько, что кажется взяли самые яркие, вырви-глаз фломастеры и широкими мазками сверху по каждому кадру, но по мне - так все уместно, у Мацуко было именно такое восприятие жизни, словно бы героине позволено создать эстетику, а не авторам фильма -это же здорово.
Хотя тут такие авторы, которые, скорее всего, просто не могли выбрать другую героиню. Режиссер Тецуя Накамура снял и другой фильм. от которого я была в восторге и эстетика была столь же яркая -
Paco and the magical picture book Почему я так влюбилась в этот фильм, думаю, многие поймут. У меня была двоюродная тетя. Бездетная и незамужняя. В отличие от героя Сё, я была с ней знакома, общалась, но того, чего я о ней НЕ знала было куда больше, чем того, что знала и после ее убийства (подробностей не будет) я стала узнавать гораздо больше. А сколько так и не узнала, и никогда не узнаю, потому что все были оглушены горем и не было никакой возможности медитативно перебирать вещи и собирать воспоминания. И тем не менее, уже пять лет прошло с тех пор, а я все думаю об ее жизни и благодаря этому, как мне кажется, она еще здесь, ее не выгрузили из нашей матрицы окончательно. Если чья-то жизнь заставляет задумываться разве может она быть бессмысленной?