"Три апельсина" в театре доктора Дапертутто

May 28, 2010 21:19

Я уже писала, что мне очень понравилось в этом театре, а теперь напишу как мне понравилось там опять.
Вообще в этот раз поход был ознаменован нашим на спектакль опозданием" буквально на пять минут, уже в маршрутке понимание того, что мы опаздываем вселило в меня какой-то школьный ужас. Просто в прошлый раз я видела, как бескомпромиссно закрывают дверь в маленький зал дома Мейерхольда ровно в 18, когда начинается действие. В общем столь же бескомпромиссно была закрыта и входная дверь в музей. Честное слово, давно мне так не было стыдно и обидно за свое опоздание, однако причина для него была слишком уважительной, чтобы я не стала в эту дверь стучать.:)
Служительница открыла нам и распереживалась, мол как же я вас пущу, когда зайти в зал ну совершенно никак невозможно. Если только сделать круг через весь музей и попытаться запустить нас в зал с другой стороны... Так и получилось. К школьному ужасу прибавился не менее детский восторг, ведь всегда так приятно, когда ты думаешь, что тебя накажут, а не наказывают, когда думаешь, что что-то интересное уже упустил, а все-таки не упустил. У меня были туфли на звонко стучащих каблуках и так как я понимала, что все внутреннее пространство музея впитывает сейчас каждый звук, пришлось бегом бежать на носочках этих самых туфель, неудобно, но опять же ощущеня!

В музее полумрак, как-то по-вишнёвому темно и очень предметно. "Надо же- проскакивает мысль- а музей-то какой интересный, густой на экспонаты, какие они живописные, почему же почему я тут никогда не была?". Нет, правда. я лобязательно теперь схожу, я в своей жизни была в гораздо более пустых и выцветших музеях, в которых по большому счету вытравлена вся атмосфера из-за этой предметной бедности, а тут...
Тропа моего крайне неудобного бега пролегает мимо поправляющих головные уборы актеров, сидящих на стульях служтельниц, небольшого виолончеля, какой-то изумрудной драпировки и вот наконец слова, произносимые актерами слышаться оттуда, откуда зрителю положено - мы попадаем в зал. Стульев для нас уже нет, прижимаемся к какой-то деревянной балке, боясь спугнуть ...как ее там...Мельпомену. Женщина, пустившая нас приносит нам один за другим стулья, я хватаю летящую фразу. пытаюсь врубиться, что же так эмоционально переживает король в мягкой золотой короне ну и дальше превращаюсь в простого зрителя.

Теперь можно почитать в интернете про содержание сказки Гоцци, потому что зачем мне строить из себя Гоцци. Или итальянский народ в целом. Сказка-то итальянская народная. Самое удивительное, что я абсолютно не знала о чем она. Да вот, брешь в образовании.
И оперу Прокофьева не слышала, хотя знаю, что такая есть. Дома полазила в поисковике, вах, сколько существует красочных постановок по всему миру. очень хочется увидеть теперь хотя бы одну. Не поленилась и почитала саму сказку, она правда очень солнечная, энергичная.
Спектакль был очень веселый, яркий, карнавальный, эмоциональный (местами до актерской истерики), но эта истеринка в общем-то характеризует количество энергии и степень акерской активности, необходимой для полноценного общения со зрителем по методу Мейерхольда. Я уж тут прочитала все и знаю теперь, что создавая «биомеханику», Мейерхольд исходил из посылки, что игра актера есть "разряжение избыточной энергии"
Избыточной - тут ключевое слово. Мужчины ( вы же помните, что в этом театре играют только мужчины) выкладываются не на сто, а на все триста процентов. Некоторые на пятьсот.

Я сидела в первом ряду, у кулисы и порой мне казалось, что я "внутренняя десятка" на мишени. Там не то, чтобы камерный, а очень камерный зал, биомеханичекие движения актеров рассчитаны до сантиметра: выбег за кулисы, кувырок, прыжок, взмахи реквизитом и какая-нибудь возня на несколько человек типа драки, пинка, объятий, танцевального па - все в "черное яблоко", "десятку" даже не задевают.

Почитав оперное либретто (написанное, кстати, Мейерхольдом) и сравнив со спектаклем становится ясно, что в оперу ввели еще кучу персонажей, а спектакль сделан ближе к сюжету сказки.

Меня немножечко, совсем чуть-чуть разочаровало только одно. Я видела всего два спектакля и после этих виденных создается впечатление, что за некоторыми актероми закреплено какое-то определенное поведение. То есть он там играл так и здесь играет опять так.

И напоследок картинка, конечно картинка. Не со спектакля, увы, а обложка дореволюционного журнала Мейерхольда. Какова была его любовь к этой сказке, что она даже журнал так назвал!


" - автор ни в коем случае не призывает опаздывать на спектакли, как бы захватывающе это ни выглядело со слов того же автора

театр, эмоции, в Пензе

Previous post Next post
Up