В начале лета 1974 года в нашей физматшколе (№32, г.Кострома) у кого-то родилась мысль отправить будущих десятиклассников на месяц работать в Судиславский зверосовхоз.
Это потом, несколько позже, по всей стране появятся школьные лагеря труда и отдыха, где старшие школьники могли "приучится к труду" по 4 часа в день и немного отдохнуть в летние каникулы. У нас же был нормальный стройотяд, работали по 7! часов в день (один час скостили, как 15-ти летним). А работы были в том числе такие, на которых детей сейчас запрещено использовать: асфальтировали, бетонировали, рыли траншеи, разгружали кирпич и т.п.
Одна из цветных фотографий процесса асфальтирования: девушки с носилками ждут погрузки асфальта.
Начиналось все, как водится, с построения. Перед нами завуч по воспитательной работе, кличка "Кобер".
И как было положено чему-то клянемся! Не разобрав чемоданы...
Начали работать. Один из объектов нашего труда Шеды.
ШЕД (от англ. shed), навес с двускатной крышей, под к-рым находятся ряды клеток с пушными зверями. Клетки обычно расположены в 2, иногда в 4 и более рядов, дверцы их открываются в образуемый рядами кормовой проход.
В нашем случае в шедах жили норки, которых кормили мясным фаршем, выкладывая его на верхнюю сетку клетки. Ну, а мы этот проход между клетками и асфальтировали.
Подготовка земли для укладки асфальта.
Загрузка асфальта.
Ровняем...
Укатываем ручным катком, который обильно смазывали соляркой, чтобы горячий асфальт к ному не прилипал.
У каждего шеда стояли ванны, которые заполнялись свежим фаршем перед кормлением норок. Но обычно они стояли пустые и чистые, а мы в них отдыхали, ожидая очередную порцию асфальта.
На снимке в центре наша "англичанка", которая работала наравне с нами, в отличие от завуча.
А слева Мишка с кинокамерой "Кварц", которой мы снимали кино.
Окончен очередной рабочий день.
И наступил новый, в котором мы работали на строительстве 8-ми квартирного жилого дома. Наша задача - прокопать траншею в подвале этого дома, при этом в подвале не земля, жидкая грязь, которая тут же заполняла траншею снова.
Видимо из-за того, что работа была тяжелой и бессмысленно, а мы были политически подкованными, этот объект мы называли "Саласпилсом".
Грязь в носилки и по доске наружу.
Траншею опять затянуло...
Напоминаю, это 15-ти летние девочки.
Такая работа считалась легкой.
На крыше.
Это тоже на крыше, насыпаем какую-то черную пыль, видимо утеплитель.
И снова на крыше, ждем материалы.
Что-то копаем.
Завуч с нами только в шахматы играл, да "бдил" за нами.
Девичий барак, где устраивались танцы под пластинки: "Цветы", "Скальды", "Битлс" (правда на пластинке с 4 песнями названия этого не было, видимо пиратское издание).
Кормили нас хорошо, тем же фаршем, что и норок. Только в виде котлет. Еще мы таскали конфеты-драже, которые стояли в мешках в складских помещениях. Через некоторое время заметили, что моча у нас стала напоминать темное пиво, а чуть позже нам рассказали, что эти конфеты для норок, чтобы шерсть была лучше.
А вообще-то было весело. При любом простое на работе спали, а после отбоя, когда учителя засыпали, гитару в руки и с девчонками гулять, иногда до рассвета. Что интересно, вина не пили и никто не курил. Даже девушки.
Заработали по 40 рублей!
Еще фотографии можно посмотреть на
http://fotki.yandex.ru/users/smitin/album/191538/?p=1&ncrnd=2826