(ремонт двигателя « Майбах » (Maybach) HL 230 немецкого танка времен Второй мировой войны Pz V « Пантера » в 2012г)
Выводы.
«...было подтверждено , что для ремонта немецких двигателей требовалось большое количество различных специальных приспособлений и ключей , чего у нас , конечно , не было , и поэтому приходилось придумывать и изготавливать их , как говорится , по ходу пьесы ."
"...подтвердилось то , что изысканные технологические и конструкторские решения , свойственные немецкой школе создания машин и механизмов в тот период ,сослужили не очень хорошую службу , создав дополнительные трудности в ремонте и эксплуатации военной техники и , в частности , танковых моторов в суровых российских условиях .Так , например , тонкие ( всего 3,5 мм ) стенки гильз цилиндров на мощных 24- литровых моторах « тигров » и « пантер » требовали очень внимательного отношения к температурному режиму двигателя.А в условиях боевых действий это было не всегда возможно , что приводило к перегревам моторов и появлению трещин в стенках цилиндров . Это , скорее всего , привело в свое время к поломке и данного конкретного двигателя , и , если верить воспоминаниям немецких танкистов . "
В.В. Харинов. Ремонт танкового двигателя «Майбах» на ЗИЛе .
(книга .Размышления у закрытой проходной)
+
https://topwar.ru/171818-tankovyj-motor-maybach-hl-230-sovetskie-otzyvy-i-remont-na-zile.html