По ком звонит колокол...

Dec 11, 2018 22:57


(взято из воспоминаний разведчика ГРУ во время гражданской войны)

»..С самого начала этот дом мне не нравился. Казалось, он  имеет свою особую, скрытую от нас жизнь, а мы в нем чужие, просто  столующиеся жильцы. По-видимому, главным лицом в доме был повар. Приказы  исходили от него. Это был толстый, торжественно-вежливый пожилой  человек, глубоко убежденный в том, что мы существуем для того, чтобы  вовремя являться к столу и съедать то, что приготовлено под его  руководством. Девушки, работавшие по хозяйству, очень боялись его. Мне  не нравилось, что они выполняют обязанности горничных и даже стелют  постели, если зазеваешься и не успеешь сделать это сама. Не нравилось  мне, что Манола каждое утро пыталась одевать меня и что-то делать с  моими волосами. Я пробовала несколько раз освободиться от ее услуг, но  девушка обижалась и, наконец, решила поговорить со мной начистоту:

- Сеньорита, - сказала она сердито, - если вы не  позволите мне ухаживать за вами, меня уволят. Горничная должна нравиться  своей хозяйке…



Пришлось уступить: девушка очень дорожила этим  местом, так как здесь кормили, а в городе все труднее становилось с  продовольствием. Мне приходилось пораньше вставать, чтобы успеть убрать  постель и одеться; но в комнату я ее впускала, и, пока Манола делала в  ней, что ей хотелось, мы болтали о всяких пустяках, которые обычно  занимают девушек нашего возраста. Я все же чувствовала, что Манола  смущена, ей казалось, что она недостаточно нужна, и это вселяло в нее  чувство неуверенности. Вторая девушка, Мария, заходила ко мне довольно  редко, очевидно, у нее был другой круг обязанностей, но последние дни я  все же заметила, что она очень грустная. Я уже собиралась расспросить  ее, но девушка вдруг исчезла из дома. Я поняла, что случилась беда, и  спросила об этом Манолу. Та в ответ закатила глаза к потолку и сложила  ладони, как это делают богомольные ханжи.

- Сеньорита, разве вы не заметили? Она должна родить, какой стыд!

- Где она?

- Повар ее, конечно, уволил.

- Как так уволил? Ей должны дать декретный отпуск…

Мне казалось невероятным, что республиканское правительство ничего не сделало для узаконения материнских прав.

- Декретный отпуск? - изумилась Манола.

Мне даже показалось, что она чего-то испугалась и  посмотрела на меня с явной неприязнью. Наверно, слово «декретный»  ассоциировалось у нее с чем-то ужасным, и я поспешила объяснить ей  значение этого слова.

- Но ведь она родит без мужа!

Мы явно не понимали друг друга. Пришлось объяснять,  что такое зарплата, кто должен платить беременной женщине и еще многое  другое, о чем Манола не знала и с чем, возможно, не могла согласиться,  потому что привыкла смотреть на вещи иначе. Впервые я так остро  почувствовала разницу во всем укладе общественной жизни в Советском  Союзе и в других странах. Для того чтобы мы могли понять друг друга,  должны произойти большие изменения не только в социальных условиях  жизни, но и в психологии. Я смотрела на нее в полной растерянности перед  внезапно раскрывшейся отчужденностью и невозможностью передать ей мои  убеждения.«(с.Динамит для сеньориты. Елизавета Александровна Паршина)

полезные книги, СССР, ветеран, война, иностранная помошь, Испания, мнение, гражданская война, социум

Previous post Next post
Up